Больше рецензий

21 мая 2023 г. 12:06

340

3.5 Спойлер Белоснежка и семь кельтов

Рецензию на эту книгу я обнаружил в февральском номере «Мира фантастики». Мне как раз очень хотелось какой-то сказки с кельтскими мотивами, и я решил, что почему бы и нет. Референс на графический роман - Снег, зеркало, яблоки добавили очков решимости, потому что это стилистически очень приятная штука. Совет «читать, если любите ретеллинги классических сказок» окончательно укрепил решение и даже поставленные 7/10 не смутили. Впрочем, сам я по прочтении ровно столько и поставил.

Поскольку рецензии МФ всегда снабжаются пунктами достоинств и недостатков, я просто пройдусь по ним, чередуя плюсы и минусы, и подтвержу или опровергну.

Это первый формат такой рецензии. Пока не понимаю, насколько он хорош, возможно продолжу, а возможно никогда более не вернусь к такому.

+) Напевный и метафоричный язык.
Тысячу раз да. Это то, что захватило меня с первых строк. Язык Юлии Рубиной (а именно наша соотечественница пишет под этим псевдонимом) невероятно красивый и лиричный. Он изобилует просто огромнейшим количеством сочных эпитетов и метафор. Ближе к концу романа фразы вроде

Тихий, тоскливый звук разбил скорбное оцепенение мыслей, и я вздрогнула, сбрасывая стиснувшее горло отчаяние, словно выныривая из непроглядной пучины дурного сна.

стали несколько приедаться, но к тому времени маховик сюжета завёлся для последнего рывка, и некоторая описательная многосложность повествования картину не испортила.

-) Законы мира и смешение мифологий вызывают вопросы.
Для меня скорее нет, чем да. Перенос большого пласта кельтской бытовой мифологии с Хозяйкой Котла, Рогатым Охотником, фейри и праздниками природного цикла в корни традиций выдуманного королевства Альбрии не смотрится как-то неправдоподобно или странно. По большей части всё достаточно логично. В общем, если вы не из тех, кто привык проверять природу математикой, можно вполне не обращать на этот минус никакого внимания.

+) Хорошо выдержанная атмосфера
Есть такое, только очень уж прямолинейно. Сказка окрашена во все оттенки холодных цветов и красные яблоки наряду с периодически льющейся кровью являются главными очагами «потепления» общей атмосферы повествования. Даже согреваясь у огня, главная героиня в основном ощущает холод и стужу. Однако за всеми мрачными пассажами автора совершенно нет готического увядания. Я очень боялся, что роман будет скатываться в эту сторону, и он, по правде сказать, делал такие попытки, но всё обошлось. Хотя последний твист с яблоком всё же смотрится довольно мрачно.

-) Некоторые второстепенные герои не раскрыты
Я бы сказал, что количество откровенных героев-функций среди второстепенных участников повествования всё-таки невелико. Это частично объясняется тем, что «названных» персонажей в романе очень много, и сложно понять, кто из эпизодистов доходит до уровня второстепенного, а кто так и остаётся в эпизодах. Если совмещать второстепенных героев и эпизодистов в один кластер, то получается действительно много эскизов, за которыми сложно увидеть личность. Как бы то ни было, для меня роман это не испортило.

+) Удачный ретеллинг
Тут каждый сам себе оценщик. Как по мне, так получилось вкусно и слово «удачный» тут подходит. Однако понимаю, что любителям мрачных готических сказок роман вполне может не зайти и показаться слишком манерным.

Помимо вышеизложенного надо упомянуть слишком уж слащавую концовку (совсем концовку, последние решения) и удачную, на мой взгляд, пасхалочку на стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…». Полагаю, что она не единственная, но я больше не нашёл.

Ну и важное предостережение, которым заканчивается и рецензия в «Мире Фантастики»:

«Надо отметить, что в романе практически отсутствует любовная линия, что не делает его хуже. В конце концов, в нём много говорится об иной любви – сыновней, материнской и сестринской. О любви к родной земле. И о принятии того, что кажется чуждым.»

И вот тут я готов подписаться под каждым словом.