Больше рецензий

20 мая 2023 г. 17:54

289

3.5 Утро начинается с Люшера

— Пойдёте сами, прогуляетесь по свежему воздуху, а то Вы зелёного цвета.
— Какого?
— Зелёного.
— Не расстраивайтесь, зелёный — цвет надежды.

Зелёный не всегда был цветом надежды, ему доставались самые разные роли, о чём и попытался поведать нам Мишель Пастуро. Он честно признался в самом начале, что разбирать будет исключительно европейскую историю зелёного, потому что в остальных культурных кодах не силён. Наверное, это правильный подход, но мне было бы интереснее как раз узнать о кросскультурных различиях в понимании цвета.

Автор делает много заявлений, в целом весьма общих и кажущихся слегка поверхностными, потому что конкретных примеров, цитат, картин - мало. Именно конкретики не хватает, хотя вроде картины общественного быта есть и какие-то вехи на пути появления в искусственном мире зелёного цвета отмечены. И всё-таки выводы, которые делает автор, внезапны и не очень обоснованы. Я бы предположила, что Пастуро "плавает" не только в экзотических культурных кодах, но и Европа ему не вся доступна. Например, высказывания о связи зеленого цвета с ведьмами, эльфами, колдовством звучат странно после знакомства с кельтской мифологией, где чётко обозначено, что на потусторонний мир указывает красный цвет.

Впрочем основная мысль автора мне всё равно по душе - "В любую эпоху зрительное восприятие – это феномен культуры", мораль имеет явную цветовую окраску, "когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!"

В этой классификации цветов по моральному признаку, которая существовала в Европе и на протяжении веков несколько раз менялась, зеленый всегда оказывался в числе аморальных – безвкусных, непостоянных, недостойных порядочного гражданина, или благочестивого христианина, или даже просто честного человека, как мы увидим далее.

Доказательства, которые Пастуро приводит меня ни в чём не убедили. Кроме вполне объективного способа производства зелёного цвета, - который сначала было тяжело и дорого добыть из природных материалов, потом бизнес и профсоюзы долго не позволяли смешивать жёлтый и голубой, затем химический состав стойкого зелёного цвета оказался смертельно опасным для здоровья. Собственно, этих причин с головой достаточно, чтобы объяснить непопулярность цвета. Но Пастуро пытается навертеть что-то ещё - и вот это "ещё" выглядит либо скучно, либо не к месту, либо субъективно. Например:

Большинство змей – зеленые, и уже одно это свидетельствует об их дурном нраве и зловредной сущности.

С чего это большинство? В основном змеи черные, серые, коричневые; зелёных не так уж много, большей частью, в джунглях, до которых Пастуро и средневековой Европе, как до луны.

Таковы аспиды, гадюки и драконы.

Аспид - красный в черно-белую полоску.
Гадюка - черная, коричневая.
Дракон... Ну, не серьёзно...

Далее Пастуро много рассуждает о связи зеленого с Дикой охотой. Кельтская мифология. Признак потустороннего зла - красный. Откуда негативный зеленый вылез? Никаких конкретных цитат из саг, мифов, легенд автор не приводит. Выглядит голословно.

Такое чувство, что "мировую известность" книги об исторической семантике цвета принесли Пастуро именно за счет того, что они не особо глубокие. Есть интересные моменты, новые сведения, общий обзор выборочных исторических реалий - длинная статейка в науч-поп журнале.

Заинтересовали меня рассуждения о Кандинском и Иттене. Не столько их отношением к зелёному цвету, сколько раскрытием самой темы семантики цвета в изложении Пастуро.

Несмотря на восхищение, вызываемое его живописью, приходится признать, что идеи, высказанные им в его самой известной книге, «О духовном в искусстве» (1910), значительно устарели.

Устарели для какого времени? К тому же ниже Пастуро пишет о субъективизме идей Кандинского, а не о старости и неактуальности. Разные же вещи.

В 1922 году Йоганнес Иттен сказал своим ученикам знаменитую фразу, которую дизайн на долгие десятилетия сделал своим лозунгом и которая для историка остается одним из самых спорных суждений, когда-либо высказанных о цвете: «Законы цвета вечны, абсолютны, не зависят от эпохи и сегодня действуют так же, как в незапамятные времена!»

Понятно, что спорно. Но как раз Кандинский во своей жирной зелёной коровой тут выступает, как антагонист дурной идеи Иттена. Пастуро же себя в ловушку загоняет. С одной стороны он против вечных законов цвета, с другой понимает культурные тонкости цветовых значений слишком объективно. Тем самым возводя их в тот же абсолют, но со своих субъективных позиций.

На другом полюсе – недавно изобретенные тона, неприятные для глаза, а иногда просто отталкивающие: но они и задуманы такими. Эти оттенки зеленого не выцветают, не пачкаются, они сливаются с окружающим пейзажем и делают человека незаметным.

Вот о чем я и говорила. Ловушка захлопнулась. Пастуро вынес свое отношение к хаки и горчичному в объектив;) В его описаниях значения зелёного в 20 веке вообще много личного. Такое чувство, что как человек 20 века, он считает возможным говорить от своего имени за всех. Поэтому выдвигает крайне странные теории, например, о зеленом покрытии игровых полей, которые, кстати, столь же часто бывают и коричневыми. Но ассоциировать цвет тупо с травой или землей - это слишком просто для медиевиста; надо завернуть про Фортуну.

В общем книга в меру занимательная, если читать исключительно исторические отрывочки, без теорий самого автора. Может быть, возьмусь и за другие его труды. Вдруг в совокупности они приобретают завершенность.

PS
Люшер в названии не ради красного словца. Как известно, он создатель цветового теста. Пастуро ни разу о нем не упоминает в своей книге. А ведь тестирование построено на особенностях восприятия цвета и проводит однозначные связи между психическим состоянием и выбором цвета. Тест не варьируется для разных культур и я не слышала, чтобы кто-то говорил о пересмотре значений со временем. По идее Люшер ближе к спорному мнению дизайнера Иттена, чем к культурной дифференциации штанов. Но об этом можно будет судить только прочитав все книги Пастуро про цвет. Возможно, в других он вспоминает не только исторические факты, но и открытия в области психологии - и как-то высказывается на этот счёт ;)