Больше рецензий

danka

Эксперт

Все равно я не вижу этой надписи

17 мая 2023 г. 17:26

29

4.5

Впервые я познакомилась с творчеством нигерийского драматурга Воле Шойинка лет 25 назад, прочитав его замечательную пьесу "Смерть и конюший короля". И с тех пор во мне зрело подспудное желание разыскать другие его пьесы. Теперь я наконец его осуществила.
Воле Шойинка первым из африканских писателей стал лауреатом Нобелевской премии, которую получил "за создание театра огромной культурной перспективы и поэзии". Формулировка не случайна - именно этому автору, наряду с Чинуа Ачебе и Амосом Тутуолой,принадлежит ведущая роль в создании письменной нигерийской литературы вообще. До 50-х годов прошлого века в Нигерии, как и в большинстве африканских стран, существовала только устная повествовательная традиция, включавшая в себя и исторические предания, и мифологию, и обрядовые песни. Таким образом, Шойинка стоял практически у истоков нигерийской драматургии в современном понимании.
Его пьесы довольно самобытны и отличаются от традиции европейской драматургии прежде всего формальным отсутствием разделения на действия. В "Сильном роде" есть только затемнения, отделяющие друг от друга разные моменты пьесы. Обычно в пьесах это называется картинами или явлениями, а у Шойинки таким образом сменяется не только место, но и время действия, иногда отбрасывая героя на много лет назад. Так же, как "Смерть и конюший короля", пьеса посвящена некому обычаю народа йоруба, исполнение которого заканчивается драматично.
К сожалению, мне не удалось найти никакой информации, поясняющей суть этого обряда, а без этого смысл пьесы раскрывается не полностью. Как я поняла, в канун Нового года кто-то должен стать Уносчиком - тем, кто уносит чужие проклятия, болезни, чтобы искупить тем самым чужую вину, увести прочь зло Старого года. Это мучительное и унизительное действо, поэтому в деревне, куда попал Эман, на эту роль выбирают чужаков. На этот раз выбран Ифада - умственно отсталый парнишка, который толком не понимает, что его ждет. И тогда Эман принимает роль Уносчика на себя, пытаясь искупить собственную вину за то, что когда-то оставил свой род, старика отца и любимую женщину, а также то, что должно было стать его предназначением. Но хватит ли у него силы духа?
Мне кажется, что драматург хотел показать, как человеческая трусость и подлость извращают суть обряда, завещанного предками, и превращают его в проклятие. Но хотелось бы все-таки побольше узнать об этой традиции йоруба.