Больше рецензий

15 мая 2023 г. 15:41

575

5 История доброго самаритятина Моуза... или Обретение нетленного сокровища... на небесах...

картинка GaarslandTash

Этот необычный рассказ Клиффорда Саймака не совсем фантастика. Это - философская притча с многочисленными аллюзиями на библейские тексты. Понять всю глубину рассказа "Когда в доме одиноко" невозможно без христианского мировосприятия. Ведь в образе Старого Моуза автор выводит персонажа библейской притчи - доброго самаритянина, который оказывает помощь человеку, на которого напали разбойники. Автор не случайно подчёркивает в своём рассказе, что Старый Моуз обладает чувством сострадания к ближнему. Несмотря на то, что в рассказе не упоминается, что это страдающее существо находили другие обитатели близлежащих ферм можно предположить, что подобное развитие событий вполне могло иметь место. Вот только чувство брезгливости, которое вызывал у окружающих отталкивающий образ инопланетного гостя, нестерпимый запах вони, исходящий от него, напрочь лишало их желания помочь страждущему. И только Старый Моуз, человек,которого в округе недолюбливали за его нечистоплотность отнёсся к существу подобно библейскому самаритянину - по-христиански. Ведь он руководствовался ничем иным как чувством сострадания к ближнему. Именно поэтому, несмотря на отталкивающий образ пришельца и невыносимую вонь, исходящую от него главный герой решается помочь существу. Он бережно поднимает это ужасно пахнущее существо и, на руках относит его к себе на ферму.
Далее Моуз подобно доброму самаритянину пытается оказать существу врачебную помощь и вызывает для этого на ферму доктора, а после отказа последнего - помочь существу собственными силами. Но существо, несмотря на проявленную им заботу умирает. И снова автор обращается к библейским аллюзиям. Интерпретируя библейское: «блажен иже и скоты милует», то есть «блажен, кто и животных жалеет» Моуз стремится похоронить умершее существо на кладбище. Несмотря на полученное разрешения на покупку участка для захоронения существа владелец погребальной конторы отказывает Моузу в погребении. Получив отказ Моуз обращается за помощью церкви и чистосердечно рассказывает пастору о том, как он нашёл в лесу это существо,всячески упирая на то, что это - тоже божья тварь, и к ней нужно относиться по-христиански. Но пастор отказывает Моузу в помощи. В этом эпизоде у Саймака очень сильно проступает антиклерикальная составляющая . На примере действий пастора автор показывает, что церковь захватили книжники и фарисеи, которые толкуют Писание с позиций человеческого естества, а не христианского духа.
Они отказывают в сострадании тем, кто отличается от них. При этом они считают себя праведниками и имеющими право поучать других. Но более всего в этом рассказе поражает его финальная часть, которая повествует об обретении главным героем нетленного сокровища. Само чувство необыкновенной радости, охватившее Моуза после того как он отдал существу все свои земные богатства невозможно объяснить иначе как с позиций христианского вероучения. Раздав всё своё имение (накопленное серебро) Моуз обретает Святого Духа. Именно поэтому его душу охватывает необыкновенная радость, ни с чем земным не сравнимая. Ведь отказавшись от земного, тленного богатства Моуз обретает сокровище истинное, не тленное, на Небесах...