Больше рецензий

14 мая 2023 г. 21:27

439

3 Магия бытовухи

Широко разрекламированная книга от, в общем-то, неплохого автора [«Чаща» и «Зимнее серебро» имеются в бумажном виде] сразу приковала мой взгляд. Тем более, что «Эксмо» не поскупилось на многочисленные посты, где расписывалось, какая же интересная вещица всех нас ожидает.

И я… купилась и купила.

Специально отправилась на «Non/fiction» этого года, чтобы заполучить вожделенный экземпляр «Шоломанчи» в руки и прошла небольшой квест с не в меру улыбчивой и не особо профессиональной девушкой за прилавком, уверявшей, что данной книги здесь… нет. Правда, она волшебным образом появилась, когда подошла её старшая коллега.

Знание ассортимента на пять с плюсом.

Впрочем, мы здесь говорим о новой книге Наоми Новик, а не об ужасной организации издательских прилавков. С другой же стороны то, что я пишу рецензию сейчас, а не в апреле месяце само по себе тревожный звоночек, не так ли?

Ларчик открывается просто: никак не могла найти в себе силы дочитать последние три главы. Настолько скучно и неинтересно всё оказалось. Возможно, причина в изначально завышенных после прочтения однотомников ожиданиях, возможно, в чём-то другом.

Короче… многоуважаемая Наоми Новик, моргните дважды, если издатель приставил к вашему виску пистолет и вынудил написать ЭТО лишь на волне популярности «академок» и демонстративного отказа от наследия Роулинг.

Основная проблема «Шоломанчи» кроется в рваности повествования. Например, первые несколько глав нам через пень-колоду объясняют мироустройство, но делают сие настолько криво, что для понимания термина «малия» пришлось несколько раз перечитывать.

Затем удавка ослабевает и читателя пускают, так сказать, в свободное плавание. Довольно опасное, учитывая, что вместо лодки выдали лишь дощечку, на которой с потрясающей скоростью возникают всё новые и новые дыры.

И вопросы, бесконечные вопросы.

I. Так кто же всё-таки желает смерти юным волшебникам: школа или злыдни? В первой четверти истории делается упор на то, что школа – это просто здание, а вот убивают детей уже монстры. Где-то на середине автор переобувается и вот уже школа выступает разумным существом, намеренно желающим смерти обучающимся.

II. Допустим, смерти юным магам желает всё-таки школа, но тогда почему она всеми силами мешает им получать образование? Почему она случайным образом швыряет детям в лицо учебники на хинди вместо классического английского, сводит с ума шепотками и даже базовые потребности несчастные вынуждены удовлетворять с оглядкой?

III. Отчего «волшебная мелочёвка» всплывает внезапно и неравномерно, без каких-либо пояснений? Те же фамильяры упоминаются буквально на последних [sic!] страницах книги, причём походя. Они настолько несущественны для основного сюжета? А что это за кутерьма насчёт волшебных книг с собственной волей, причём воля упоминается ближе к середине?

Почему, почему, почему.

Никаких ответов вы, разумеется, не получите. Во всяком случае, не в первой книге, только вот не отобьёт ли корявое построение сюжета оной желание прочесть оставшиеся две? Тот ещё вопрос.

Зато вы получите бесконечные описания походов в столовку, в душ, в мастерскую, на уроки, в библиотеку… Причём шаблон всего этого добра един: «It’s dangerous to go alone!», из-за чего все ходят толпой, простукивая, прозвякивая, проглядывая и прослушивая всё на свете.

Иначе – ам! – чересчур расслабившегося ученика скушает монстр-злыдень.

Читать о том, как персонажи жрали, спали и разве что не ходили по большому, вам предстоит немало. Сюжет очень часто провисает, оставляя лишь незначительные намёки на грядущие события, которые, если честно, тоже не очень-то интересные.

Всё из-за главной героини, Галадриэль или же Эль.

Галадриэль/Эль – классическая Мэри-Сью [чересчур могущественный персонаж, способный за один плевок повергнуть главгада] и автор даже не скрывает этого. Начиная с пафосного имени, за выбор которого любого начинающего писателя распяли бы на ближайшем заборе и заканчивая Самой Сильной Силой – всё говорит о том, что какой бы ни была проблема, она разберётся с ней одной левой.

Ага, так оно и происходит.

Местный спортсмен-красавчик-комсомолец Орион пропустил супер-дупер-монстра? Будьте уверены, Эль грохнет чудовище раньше, чем то успеет набедокурить. Первоклассная мастерица Аадья берёт героиню в ассистентки? Будьте уверены, Эль покажет такое… нет, ТАКОЕ, что у всех глаза из орбит повылазят.

И разумеется спортсмен-красавчик-комсомолец Орион в итоге влюбится в нашу клушу-Сьюшу, а как же иначе? Ведь только она способна понять и принять его таким, каков он есть [спойлер: остальные даже не пытались, в противном случае у героини появились бы конкуренты, а так низ-зя!]

Робкие штришки а-ля недостатки, не воспринимаются ими вовсе, потому что ершистость, сарказм, ирония и склонность к уединению – черты обычнейшего подростка, никак не Всемирного Зла, которым выставляют Эль. Тем не менее, как всякая порядочная «нитакуся», она с упоением расковыривает болезненное прошлое и страдает, страдает, страдает.

Иногда страдашки прерываются очередным забегом в столовку или в душевую, но потом возобновляются с удвоенной силой. Правильно, зачем учиться, когда можно лишний раз пострадать!

Вышеописанные грешки Эль вполне можно было бы пережить, если бы у нас имелись достойные второстепенные герои. Однако вместо них – скупой и сухой набор характеристик с национальностями, из-за чего мастерица Аадья, едва не ступившая на тропу зла Лю и красавчик Орион видятся чем-то максимально далёким и размытым.

Зато можете быть твёрдо уверенными в одном: повесточка автором выполнена на «ура». Школа юных магов интернациональна и сама главная героиня в лучших американских традициях полукровка, слегка травимая за свою «полукровость». Лиц нетрадиционной ориентации, правда, замечено не было, но ведь это только первая книга.

Кстати, русских в «Шоломанчу», по всей видимости, не пускают. Автор маниакально описывала многочисленные гильдии магов-анклавы, но русских гильдий среди них не встречалось. Правда, ближе к финалу мелькнули антагонистично настроенные выпускники, Лев и Виктория.

Ох уж эти злые русские!..

Подводя итог вышесказанному: «Шоломанча» - не полноценная книга, а скорее черновик или сырая заготовка оной. Да, она читается легко и местами интересно, но все эти интересности не систематизированы и хаотично разбросаны по страницам, выныривая в самые неожиданные моменты.

Более того, история растянута, причём нарочито. Допустим, перед самым финалом зачем-то начинается краткий экскурс в биографию второстепенных персонажей, которых мы после финала книги наверняка больше никогда не увидим.

Эфирное время дополнительно забивается бессмысленными, не имеющими ни малейшего отношения ни к сюжету, ни к развитию отношений между персонажами бытовыми вставками, выдержками из учебников по магии и бесконечными страданиями главной героини, больше напоминающими переливание из пустого в порожнее.

Слабенькая троечка Наоми Новик и такая же слабенькая надежда на то, что в следующий раз она напишет то, что хочет сама, а не то, что требуют издательства и тренды.

Комментарии


Допустим, смерти юным магам желает всё-таки школа, но тогда почему она всеми силами мешает им получать образование?

Чтобы они потом, отучившись, на работе нарушали магическое ТБ (так как его в школе толком не проходили) и гибли один за другим?


Это слишком уж жёстко :) Плюс, я так поняла, после выпуска они ни в какие опасные ситуации не попадают. Во всяком случае, не те, что состоят в анклавах, для которых школа и создавалась. Просто занимаются тем, что умеют лучше всего. Им даже работать на "обычной" работе незачем - морочат голову начальству и те думают., что маги до пенсии впахивали на одном месте.