Больше рецензий

Wizzardao

Эксперт

по всякой ерунде

12 мая 2023 г. 20:37

374

5 В словах пересоздать

Первый рассказ — "Каланча" Нины Дашевской. Традиционно про рассказ Дашевской рассказывать сложно: в её текстах слишком большую роль играют эмоции и чувства — а также атмосфера — события же происходящие в рассказе отходят как бы на второй план из-за эмоций, этими же событиями вызванных. Говоря о рассказах Дашевской можно рассказать кто герой, что с ним происходит — но выразимое, пересказываемое рассказа, невыразимого куда меньше.

Бóльшую ставку на сюжет (а это, напоминаю, всегда авторское дело, как писать) делают другие рассказы — в этом сборнике три рассказа подобраны особенно тематически тесно друг к другу.

"Пока гудела труба" Юлии Симбирской — так скажем, о семье: и о семье, в итоге, в широком смысле. Главный герой, Яша, начитанный мальчик: изучающий подшивки журнала Юность за 1981-й, дарящий бабушке сборник Северянина на 8-е марта, и — по словам его переживающей мамы — говорящий державинским слогом: хоть бы как обычные дети говорил коряво и занимался бы какой ерундой. Рассказ приятный, и нетипичность героя у Симбирской выходит натуральной.

"Под ярким солнцем" Евгении Басовой о колонии-поселении для репрессированных: это, наверное, самый взрослый рассказ среди всех сборников.

И две эти темы — семьи и репрессий — соединяются в рассказе Дмитрия Сиротина "Дерево у забора".

О произведениях и Басовой, и Сиротина, рассказать сложно: они хорошо сделаны, в них подняты важные темы — но выделить что-то кроме не получается.

В рассказе "От души" Марии Ботевой главная героиня встречает во взрослом возрасте свою бывшую классную руководительницу: и многое (вс/при)поминает во внутреннем монологе: весь рассказ из этого монолога и состоит.

"Рыбалка" Эдуарда Веркина по содержанию сделана необычно: рассказ строится так, будто это очень автобиографичный текст (может, это и так) — в нём нет особой "красивой" структуры как зачастую бывает в рассказах — это будто срез жизни; а в жизни бывают и недосказанности, и "неразрешённые сюжетные линии" — и "развязка" бывает без какой-либо катарсисности. К этому рассказу больше всего отношение имеет последнее. Надо будем про всё это побольше подумать: думаю, другие рассказы Волчка могут быть сделаны схоже.