Больше рецензий

11 мая 2023 г. 11:42

97

5 Классика ужасов или история Франкенштейна от КвинтэСтории

Я всегда восхищался заворожёнными естествоиспытателями, которые горят своим делом. Столько снято фильмов, написано книг, про великие умы, изучающие природные и метафизические явления. Мы уже были в космосе, погружались на дно океана, но до сих пор наши познания об окружающем мире столь малы. Нечего и говорить о человеческом теле. На протяжении веков люди ищут источник вечной молодости, изучают оккультные материалы и научные методы, чтобы преодолеть барьер между жизнью и смертью. А стоит ли заходить так далеко? Кто к нам вернётся: наш знакомый, друг, брат или же совсем другое существо, которому явно не место в этом мире?

Эту книгу можно назвать классикой ужасов наравне с «Дракулой» Брэма Стокера. Если мистер Стокер смог создать нынче всеми узнаваемый образ вампира и популизировать его, используя легенды и поверия давних тёмных времён, то Мэри Шелли придумала совершенно нового уникального персонажа, которого в истории литературы не было и в помине. Понятное дело, что вурдалаки и восставшие мертвецы часто встречаются в фольклоре разных народов, здесь же уникальным явлением для начала 19 века было использование научных практик для создания человекообразного существа из останков реальных людей и оживление его.

Начальное повествование книги мне очень напомнила «Дракулу». Выполнено в форме писем Роберта Уолтена, английского исследователя, отправившегося покорять Северный полюс. Там он подбирает совсем ослабевшего и отчаявшегося Виктора Франкенштейна, который рассказывает ему свою ужасную и трагическую историю о месте за убитых близких и разрушенную жизнь.

Мэри Шелли удивительно подробно описывает процесс создания чудовища. Сейчас мы привыкли его называть Франкенштейном (так и буду далее его окликать), но в книге автор обозначает его лишь неопределёнными названиями: оно, чудовище, монстр и другими нелицеприятными прозвищами. Написано жутко, иногда мерзко, даже для современного читателя, что действительно меня зацепило: похождения Виктора по кладбищам в поисках материала, чтобы сшить и придать форму для неведомого существа. Автор не досконально описывает Франкенштейна, лишь говорит о его невообразимом уродстве, гигантском телосложении и животной силе. Это поверхностное умалчивание играет на руку писателю, позволяет каждому читающему вообразить собственного Франкенштейна, который будет по-своему ужасающим.

В самом начале ты встаёшь на позицию «за» Виктора. Ты проникаешься его гибким умом и находчивостью, ждёшь появления на сцене виновника его горести и печали, убийцу его родных. Виктор сам создал это существо. Он видел его мертвое бренное тело до оживления, а когда он достиг грандиозного результата – из ничего получил новую форму жизни – он испугался и в страхе бросил совсем несмышлёного Франкенштейна на произвол судьбы. Что он хотел этим доказать? Нужно брать на себя ответственность за свои поступки, и что вышло, то и вышло. Все получают то, что заслужили. Я не оправдываю Франкенштейна в его преступлениях, но если Виктор не оставил бы его одного, то всё могло быть иначе.

Тут мне хочется вспомнить цитату из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Этот роман действительно привлекает внимание тем, что здесь нет исконно положительных персонажей. Появившись на свет, все дети хорошие. Мы становимся самими собой в ходе социализации. Если бьёшь ребёнка – он будет драться, но если будешь растить его в любви, признании и ласке, то получится совсем иной результат, что здесь и демонстрируется, но, к сожалению, с жестокой стороны. Эта история скорее о гнетущем одиночестве, чем о каких-то зверских убийствах и мести. При чтении ты одновременно сострадаешь судьбе Франкенштейна, его отчуждённости от обычной жизни. Он не выбирал свою внешность, но люди ужасаются при виде его, не давая ему шанса показать свою истинную природу. Он создан любить, а не причинять боль, но из-за внешности люди глухи, что привело к печальному концу для всех.

Я долго думал, почему роман назван не просто Франкенштейн, а есть приписка «или Современный Прометей». Здесь можно посмотреть с двух позиций: со стороны Виктора, как оглавление его фамилией истории и то, как он преподнёс людям новые технологии по созданию уникальной формы жизни, которая одновременно прекрасна и разрушительна, но при бережном уходе она даёт свет и тепло. Вторым вариантом можно обозначить самого монстра-Франкенштейна, как имя нарицательное, который, как Прометей, титан с невероятными силами и возможностями, пытается поладить с людьми, дать им свою любовь, но получает только боль и разочарование, и в конечном итоге пострадает от своего же хозяина.

Хотя книга совсем небольшая, около 300 страниц, но у Мэри Шелли удалось создать уникальную атмосферу обречённости и одиночества. Если сравнить две классики ужасов, то «Франкенштейн» получился более осмысленным произведением без прикрас, нежели «Дракула» с его более романтизированным сюжетом. Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» действительно подарит яркие эмоции и внушительный поток тем для рассуждений для любого ценителя глубоких произведений с элементами хоррора.

Спасибо за прочтение!

Литературного тебе вечера!

КвинтэСтория