Больше рецензий

9 мая 2023 г. 08:44

71

5 Спойлер О вреде и пользе черного пиара.

Пришла к этой книге я окольными путями. Дали мне как-то раз почитать книгу "Алиса в Стране Чудес" Кэрролла. Но не просто как детскую. Это был целый проект - книга-эпоха. Параллельно с текстом сказки давалась информация о жизни викторианской Англии. Почему Соня сидит именно в чайнике, что такое "Квази", и все такое прочее. Рассказывали о художниках, иллюстрировавших книгу в те времена, об играх, в которые могла играть настоящая Алиса и ее ровесницы, о том, как жили девушки и женщины. Знаете ли вы, что на перчатке девушка, первый раз приехавшая в Лондон, рисовала карту города, чтобы самостоятельно понять, куда ехать? Эдакий прообраз навигатора!
В общем, рассказывалось и об иллюстрациях. Так, Герцогиню изначально копировали с другой картины - портрета "самой безобразной женщины Европы" Маргариты Маульташ. Была там и репродукция с картины, изображавшей эту женщину. Ну, что сказать... во сне увидишь - умрешь со страху. А потом я узнала, что есть и книга об этой "безобразной герцогине". Ну и прочла.
Читала. Проникалась. Ум, душа, образование, знатное происхождение, связи и богатство - и все побоку из-за, мягко говоря, отталкивающей внешности. Как же мы, женщины, зависим от внешности! Как же для нас, людей всех времен и народов, внешнее важнее внутреннего содержания! И если мужчина имеет полное право быть "чуть-чуть красивее обезьяны", то для женщины ЛЮБОЙ изъян во внешности сродни смертному приговору или даже похуже. Иногда просто зло брало от несправедливости мира.
А потом... потом захотела посмотреть на эту "уродину" еще раз. Полезла в интернет...
Ну, что сказать... шок и трепет. Портрет-то, всем известный, не имеет к настоящей герцогине отношения. Художник Маргариту Маульташ никогда не видел. Он, насколько поняла, вообще ПРОСТО уродину какую-то рисовал. С чего все взяли, что это ее образ? А с того, что сыграл роль черный пиар. Маргарита активно не нравилась окружавшим ее мужчинам - одного мужа прогнала, второго отравила, не позволяла собой крутить... Вот мужчины и постарались ее очернить. На других портретах просто некрасивая женщина, а не вот это вот все. И дошло до того, что сам Фейхтвангер, правильно и точно описав ее жизненный путь и не погрешив против биографии, пошел у общественного мнения на поводу и в книге неоднократно подчеркивает ужасную безобразность героини. А вот чтобы проверить... То ли не смог, то ли не захотел...
Как бы то ни было, клевета пущена. И что с этим делать, не понятно. Наверное, уже ничего. Фейхтвангер, как-никак, классик. И даже если у кого-то поднимется рука переписать историю "самой безобразной женщины Европы"*, то не обвинят ли его в искажении действительности?

*С точки зрения заинтересованных лиц.