Больше рецензий

2 мая 2023 г. 11:30

366

3

Как и многие другие, впервые с творчеством британского писателя-фантаста Артура Кларка я познакомился через легендарную «Космическую одиссею» и её продолжение. Сразу нужно сказать, что несмотря на бытующее мнение, что фильм Кубрика и первоисточник в виде сначала сценария, а потом и полноправного романа Кларка – две большие разницы, как небо и земля, книга на меня произвела такое же сильное впечатление, как и культовая кинокартина. Уже потом были отдельные рассказы, которые только убедили в том, что сэр Артур – мой автор. Впереди же ждали своего часа самые признанные работы британца: «Конец детства» (1953) и «Город и звёзды» (1956). Поскольку работы между собой никак не связаны, как поклонник фильма Алекса Пройаса «Тёмный город», стартовать я решил со второй и… нет, не разочаровался, а скорее лишний раз убедился в следующем постулате: в отличие от гуманитарной фантастики, технологическая (условно «твёрдая») НФ, чем становится старше, тем меньшую ценность для современного читателя представляет – в научном, в идейном, в футурологическом планах. Конечно, для 50-х творчество Кларка было прорывом, находилось на острие передовых технологий, но сейчас, тем более после прочтения какого-нибудь современного автора твёрдой science fiction, типа Уоттса или Игана, работы тех лет кажутся романтичным наивом, в чём признавался и сам автор спустя какое-то время (умер Кларк в 2008 году в возрасте 90 лет). Посудите сами: ни сотовых телефонов, ни компактных быстродействующих компьютеров, ни Интернета тогда ещё и в помине не было, человек ещё не вышел в космос, не полетел на Луну. Как при таких исходных данных можно моделировать будущее хотя бы на 100 лет вперёд, не говоря о сроке в миллиарды лет? Очевидно, что сегодня многие идеи романа кажутся устаревшими и выглядят архаичными, до известной степени даже нелепыми и смешными. В стилистической форме также хорошо просматривается период написания работы: все герои такие культурные, вежливые, учтивые, особенно никуда не спешащие люди. Кто бы могу подумать, что уже через каких-нибудь 60-70 лет общество настолько изменится! Если же сравнивать «Город и звёзды» с более поздним творчеством британца, то здесь ситуация примерно такая же, как с нашими братьями Стругацкими: есть наивный и романтичный ранний период («Страна багровых туч»), если расцвет и есть постепенное затухание. В случае с «The City and the Stars» – это первый случай, хотя, безусловно, интересные идеи в книге присутствуют, иначе бы её не стали включать в свои списки лучшего за 20 век многие коллеги Кларка по писательскому цеху (проверить это можно, например, в сборнике Вл. Гакова «Фантастика века»). Не вдаваясь в детали содержания, лично мне не понятно отступление про некоего Мастера, который дурил всем головы своими проповедями, будучи хорошим малым по натуре. Что это? Попытка робкого «наезда» учёного ума на религию и конкретно Христа в реалиях 50-х или просто поиск связующих элементов для продолжения истории? В любом случае, как представляется, это слабое звено сюжета. В целом итоговая же оценка будет зависеть от того, с каким настроем и ожиданиями подходить к роману. Если с точки зрения его влияния на последующее развитие фантастической литературы – то однозначный плюс. Если же с позиции сегодняшнего читателя и всего, что было после, – ничего чудесного не ждите. Я остановлюсь скорее на промежуточном варианте. А вот «Конец детства» теперь отложу до лучших времён, когда ещё раз вспыхнет в сердце ностальгия по золотому периоду фантастики.