Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 мая 2023 г. 23:56

100

2

Русское издание этой книги вышло в серии «Маркетинг для профессионалов». Я не согласен с этим, ибо книга больше ориентирована на тех, кто совсем не понимает, как пользоваться классическими учебниками на практике. К примеру, часто можно услышать возражение против известного университетского учебника по маркетингу за авторством Ф. Котлера «Маркетинг. Менеджмент», что он – учебник – не применим на практике и что Котлер теоретик, а не практик, а следовательно нужно что-то иное, нежели его книга (разумеется, ничего «иного» они не найдут в принципе, но это уже другая история). Так вот, эта книга была написана, чтобы показать, как в реальности можно и нужно применять все те теории, описанные Ф. Котлером в его книге «Маркетинг. Менеджмент», на практике.

Есть такая известная серия книг - «Для "чайников"». Вот эта книга идеально подошла бы именно этой серии, а не серии «Маркетинг для профессионалов», ибо книга на пальцах объясняет, как проводить анализ перспективности рынка и состояния рыночной среды, анализ существующего бизнеса, SWOT-анализ, анализ покупателей, анализ конкурентов и т.д. Главной отличительной характеристикой и главным достоинством книги является многочисленные схемы или, если говорить точнее, шаблоны (для заполнения). Т.е. автор не просто даёт краткую выжимку из типичного учебника по маркетингу, но и предлагает шаблоны, которые предстоит заполнить маркетологу при написании маркетингового плана. Кстати, похожие шаблоны предлагает и Малькольм Макдональд в своей книге «Планы маркетинга. Как их составлять и использовать». Примечательно, что обеим этим книгам я поставил отрицательные оценки по одной и той же причине: они невероятно скучные! Да и написаны они довольно поверхностно, что означает, что единственная их ценность заключается в предлагаемых шаблонах.

И тут возникает вопрос: а что, без этих шаблонов маркетолог обойтись не может? Ну, как сказать? Может, конечно, но многое зависит от политики фирмы, в которой он работает. Для многих компаний формализм является главной движущей силой, а в этом случаи умения составлять красивые маркетинговые планы, является определяющим в карьере такого маркетолога. Лично я считаю, что маркетолог должен научиться сам составлять маркетинговый план и присутствие или отсутствие подобных шаблонов не должно являться критически важным фактором. Всё же стоит не забывать о главном предназначение маркетолога – приносить прибыль (фирме). Всё остальное является сугубо второстепенным. Кто осудит такого маркетолога, если его деятельность будет вести к увеличению чистой прибыли старых продуктов и удачному выпуску новых? Никто. А вот если, не смотря на его деятельность, фирма продолжит работать в убыток, а новые бренды будут проваливаться один за другим, то какие бы красивые маркетинговые планы он не составил бы, а сменить такого маркетолога определённо стоило бы.

В итоге главному чему книга не учит, так это пониманию того, что есть классический маркетинг по Котлеру или по любому другому автору типичных университетских учебников по маркетингу. Может ли эта книга научить читателя маркетинговому мышлению? Определённо нет, ибо книга настолько сухо подаёт теорию, что если человек до этого ничего не читал на данную тему, эта книга своим подобным стилем способна отбить всякий интерес к маркетингу.

Итак, что в итоге? Поверхностная книга по основным темам маркетинга, которые можно найти в любом учебнике, но всё это здесь преподносится крайне сухо и не интересно. Единственное что может потенциально заинтересовать читателя, это предлагаемые автором шаблоны. Однако, на мой взгляд, даже они кажутся мне слишком теоретически-ориентированными.