Больше рецензий

Melbourness

Эксперт

, попутанный бесом графомании.

1 мая 2023 г. 14:22

226

4 Маски, которые мы носим

Пьеса "Генрих IV" необычна концовкой, в ней довольно много сатиры на современное мышление, и она достаточно динамична, чтобы понравиться.

Король Генрих IV он вовсе не король, а аристократ, саданувшийся башкой о камень двадцать лет назад во время костюмированной процессии на лошадях, да и прилепившийся сознанием к своей монаршьей роли. Горе тому, кто попытается вернуть его в реальность. Поскольку он аристократ богатый, то к этой его причуде окружающие относятся с пониманием. То есть подыгрывают ему, благо что живет он в своей вилле на отшибе уже двадцать лет после несчастного случая. Посещения виллы другими людьми как будто превратились в одну из светских забав, скучноватую, но необременительную. И вот спустя двадцать лет, к монарху приезжает с визитом Матильда Спина, которую он когда-то любил. С собой она привозит дочь Фриду, страшно похожую на нее саму в молодости. Дамам составляют компанию доктор с благими намереньями, возлюбленный Матильды барон Балькреди и жених дочери маркиз ди Нолли. Казалось бы, благородные доны и доньи заехали навестить старого друга, все очень чинно и пристойно, даже в костюмы 12го века переоделись, дабы не раздражать несчастного безумца. Так в чем подвох?

До того, как стать Генрихом Четвертым и ругаться с давно уж истлевшим папой Римским, аристократ и Балькреди были оба влюблены в донну Матильду. Любовь может оправдать для себя любую подлость, вот Балькреди и подстроил несчастный случай во время карнавального шествия, чтобы устранить соперника. Потом обольстил маркизу Спину и был счастлив. А его менее удачливый соперник провел 12 лет в плену иллюзии. Очнувшись и оглядевшись, он решил продолжать разыгрывать безумие, которое позволяло ему отмежеваться от лицемерного и пустозвонного высшего света. Так прошло еще 8 лет до рокового дня. Зря барон с маркизой решили навестить старого знакомца, ой зря. Не вынес монарший отшельник нервного напряжения, тут еще молодежь затеяла подменять собой портреты времен королевской молодости. Смешалось прошлое с настоящим, да и вылилось на ядовитое семечко застарелой обиды.

Аналогии пьесы понятны. Как реальный германский король разругался с папским престолом, так и сбрендивший аристократ расплевался с обществом. Дети, во многом повторящие родителей, но как всегда стремящиеся быть лучше их. Прикипевшая к лицу несчастного одинокого человека маска, позволяющая ему не объяснять причины своих поступков. И, по большому счету, трагедия безобидного одиночества. Ведь Генрих Четвертый хочет, чтобы его просто оставили в покое.

Прочитано в рамках Литературного Турнира 2 за команду Средиземноморья.