Больше рецензий

Feanorich

Эксперт

Ощущения и отношение без спойлеров от дилетанта.

30 апреля 2023 г. 16:47

440

4 За век до того, как это стало мейнстримом

Как вы думаете, можно ли придумать постмодернизм до изобретения модернизма? Мне кажется, нет. Но вот использовать некоторые его приёмы вполне удастся. И какое это отношение имеет к автору хрестоматийной "Грозы" про "луч света в тёмном царстве" (по мнению некоторых критиков)? Самое прямое! Но вначале давайте про заглавное произведение.

"Снегурочка" оказалась знаковым произведением для Островского, о чём читатель этой книги (издание 1989 года в серии малой серии "Библиотека поэта. Малая серия") узнает из замечательной вступительной статьи Лидии Михайловны Лотман. Там подробно разобрана судьба пьесы, предпосылки её появления и история постановок. Хорошая научная статья, которая к тому же достаточно полно разбирается в мифологических источниках текста Островского и его трактовки народной сказки. Написано всё отменным объёмным языком, без излишней научности, так что читать приятно и совершенно не скучно.

В отличие от самой пьесы. Да, к сожалению, "Снегурочка" мне не понравилась, несмотря на всю её значимость. И в первую очередь из-за персонажей, среди которых нет ни одного положительного. Даже заглавная героиня не является приятной особой, пусть и вынуждено – воспитание такое. Что же говорить об остальных. Очень схожее впечатление у меня оставили достаточно поздно прочитанные "Три мушкетёра" Дюма. Я вырос на советских фильмах с Боярским, герои которых благородны, а многие особенности эпохи сглажены. В книге же героями являются четверо не слишком порядочных людей, которые только и умеют, что пить, драться и соблазнять чужих жён. Также и у Островского: каждый персонаж наделён существенным и выпуклым изъяном. Найти среди них хотя бы просто "хорошего человека" не удаётся. Под это определение подходит разве что Леший – персонаж третьего плана, который просто делает свою работу.

Пожалуй, самый запомнившийся мне момент, это когда вроде вся такая хорошая и добрая Весна, когда одаривает Снегурочку любовью, внезапно начинает ставить дополнительные условия:

"...Красой лугов и озером зеркальным
Дотоле ты любуешься, пока
На юношу не устремятся взоры.
Тогда лишь ты вполне узнаешь силу
И власть любви над сердцем. С первой встречи
Счастливица ты даришь любовью, кто бы
Ни встретился тебе..."

Т.е. она обрекает свою дочку влюбиться буквально в первого встречного мужика. Зная, чем грозит той эта любовь.

Но полноте о "Снегурочке". Она такая как есть. Но ей это издание не ограничивается. И вторая вещь – неоконченная пьеса "Иван Царевич" – поражает куда больше своей знаменитой сестры. Я бы охарактеризовал её как "сатирическое мифилогическое фентези в древнерусском антураже". Фактически, Островский ещё до "Снегурочки" придумал половину будущего русского юмористического фентези. Только вчитайтесь в эти строки:

"...С Кащеем надо или биться оружием, или торговаться на деньги: он - известный кулак и барышник и, вероятно, по происхождению - из цыган. Я жду от вас ответа, мои витязи. Вы так давно не упражнялись в богатырских делах; вам нужна практика. Вы все поженились, растолстели, завели фабрики, занялись торговлей, толкаетесь на бирже и совершенно забыли о богатырских подвигах."

Ну это же прям то самое, что Высоцкий напишет веком позже:

"Тридцать три богатыря порешили, что зазря
Берегли они царя и моря,
Каждый взял себе надел, кур завел и в нем сидел
Охраняя свой удел не у дел."

И это не единственное такое место. Весь текст полниться отличным юмором и отсылками к произведениям других знаменитых писателей и народным мотивам. Взять хотя бы то, что Золотую Рыбку в этой пьесе не просили о желаниях, а просто-напросто съели.

Конечно, прочитав "Ивана Царевича" я стал очень жалеть, что Островский её не дописал. В книге приводится заключительная статья, где разбираются некоторые причины этого. Но я думаю, есть ещё одно важное обоснование: это очень едкое сатирическое произведение, и автор отлично понимал, что без купюр его не опубликуют. Хотя из меня знаток литературы 19 века так себе, так что это только предположение. Приведу ещё одну цитаты из произведения:

"Что же тут чудесного, что Мельник летит по воздуху? Это очень естественно: все мельники - колдуны. Кроме того, в настоящее время в торгующем сословии воздухоплавание вошло в моду, что меня начинает серьёзно беспокоить. Купцы торгуют и пируют на счёт кредиторов, нисколько не жалея чужих денег.
Позабыв о ближнем,
И в Москве и в Нижнем
Заведёт гульбу.
А потом вдруг сразу,
Без паров, без газу
Вылетит в трубу.
Ну, что хорошего!"

И тут мы видим отличное смешение современных и сказочных мотивов, которое много позже станет характерным для определённого пласта отечественной литературы. Я говорю о "юмористическом фентези", коего на стыке веков расплодилось не мало. Получается, что примерно половину сюжетов и приёмов этого жанра Островский использовал ещё века за полтора до того, предвосхитив творчество будущего.
Интересно, как бы это приняли его современники?