Больше рецензий

29 апреля 2023 г. 16:23

272

5 Прочитанное Марина Степнова "Сад"

Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сюжет
Середина девятнадцатого века. У князя и княгини Борятинских рождается поздний и никем нежданный ребенок - девочка, которая буквально разваливает семью, прежде казавшуюся идеальной.
Туся с самого начала не такая, как все. В строгих рамках общества, полного условностей, когда любой в первую очередь принадлежит роду, а не себе самому, она ведет себя как абсолютно - ненормально даже - независимый человек. Сама принимает решения - когда родиться и когда заговорить. Как вести себя, чем увлекаться, кого любить или ненавидеть.
История о том, как трудно быть свободным человеком в несвободном мире.

О чем для меня эта книга?
Мне кажется, что это книга о свободе, о свободе быть собой настоящей, без условностей, приличий и того, что было принято в обществе.
И вместе с тем она о страсти, любимом деле или же просто другом человеке, в котором может «раствориться" другой человек.

Чем лично меня потрясла книга?
Когда я читала эту книгу, я не просто «читала», нет, я буквально «жила» в то время, жила в 19 веке, гуляла по Питеру, видела холеру, любила лошадей, была на приемах, вдыхала аромат сада и просто была женщиной того времени...

«Зашторенный воздух нежно, сильно и сложно пах Наденькой – словно кто-то разлил склянку с самым лучшим, что в ней было. С самым дорогим».

В общем, перед нами предстает достаточно широкая панорама жизни разных слоев общества, как в лучших классических произведениях.

Я была влюблена в этот слог, которым я буквально «упивалась» с начала и до конца книги.

Сюжет держал в напряжении все время чтения: начинаясь с маленькой (на фоне исторических событий) истории семьи Борятинских,
продолжался искусно вплетенным туда историей предков Мейзеля (одного из главных героев, пожалуй, самого неоднозначного),
туда же попадали истории государства:
покушения на императора другом другого героя Радовича (к слову, который существовал в действительности - Саша Ульянов, старший брат Ленина, один из организаторов и руководителей террористической фракции «Народной воли»)

Зачем и кому читать эту книгу?
Наверное, я бы посоветовала ее любителям семейной саги, истории России и любителям «сильных» фильмов и книг.

Прочитав ее я задумалась...
Над тем, что сейчас, в 21 веке, кажется нам обыденностью в то время, в 19 веке, было невозможной привилегией.

Женщины не получали высшего образования. Нет, не так.Женщинам не давали высшего образования. Может, где-то в другом месте, но не в России – точно. Это было не нужно – ни России, ни женщинам, никому. Он сам так считал, господи. Привык считать. Вовсе не давать женщинам грамоты – да, это была дичь. Несправедливость. Но зачем хотеть большего? Как ни смышлена была Туся, он знал, что все Карамзины и неопределенные интегралы все равно уйдут в песок, никому не пригодятся. Выйдет замуж, забеременеет – и снова, и еще раз. И еще. Материнство калечило женщин страшнее, чем мужчин война. Вынашивание младенца, роды, кормление – всё это было громадной, непосильной работой, и Мейзель не раз видел, как работа эта стремительно оглупляет женщин – и богатых, и бедных. Любых. Их разум был странным образом связан с маткой, хотя Мейзель так и не понял, как именно.

P.s.
Связующее звено или композиционное ядро романа - сад. Описанием сада начинается книга, гибелью - совсем как у Чехова, заканчивается.
Здесь не вишни - яблоки, но они тоже олицетворяют собой изменение жизни.

Источник