Больше рецензий

Ingris

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 апреля 2023 г. 13:52

76

4.5 Мастер о мастере

В этом объемном труде о мастерстве Николая Некрасова Корней Чуковский сам раскрывается как мастер-литературовед - и в этом качестве я с ним познакомилась впервые. Да, что-то упоминали на уроках по детской литературе и о таком его амплуа, но прямых обращений как-то не состоялось: на уроках русской литературы ни в библиотечном училище, ни в вузе к его критическим работам не обращались, потому как "если советское - значит, устарело, а у нас тут вон сколько нового праведно-разоблачительного напечатали". Да, идеологический прокоммунистический подход есть, его не может не быть, учитывая время и место, и даже думаю, что был он у Чуковского искренним, тем более что в тот период в СССР слово и дело не так уж расходились, и тем более лицемерное слово не подменяло повсеместно дело.
Разбирает критик поэта тщательно, с цитированием, с опорой на источники, с углублением в обстоятельства времени - а также с глубоким уважением и любовью. В главах о связи творчества Некрасова с творчеством Пушкина и Гоголя, помимо основной темы корней, немало примечено о самих великих писателях, а также о том, что теперь подзабыто - о временах, когда Пушкин не был "наше всё" и осуждался, и видно, сколько приложено было сил, чтобы это изменить. Вообще, в этом масштабном труде вторым планом повествования познавательно отражается развитие русской литературоведческой мысли 19-го и начала 20-го века, причем куда шире, чем школьное Белинский-Писарев-Добролюбов - салоны, публика, цензура царского времени имели свои взгляды на литературу и величие писателей, забытые со временем, которые иногда всплывать стали уже в постсоветское время как противоположные советским "народным". Своим современникам Чуковский тоже отдал должное - как продолжателям дела Некрасова (Маяковский, Твардовский).
Несомненно, интересны главы, разбирающие особенности стиля Некрасова - тут есть чему поучиться последующим поколениям литературоведов... да и поэтов, пожалуй, тоже. Тщательная огранка стиля, каждого слова, вплоть до выбрасывания больших кусков готового текста, если почуялось, что "не то". Актуальность тем, важность и жизненность. Народность, живость как речи, так и картин жизни, ею рисуемых, причем - не витийствование в умилении, а концентрация эмоции до вспышки (правда, теперь подчас нужны примечания, чтобы расшифровать сжатый образ, полтораста лет назад всем понятный). А когда нельзя сказать напрямую, чтоб не засудили - умелое использование эзопова языка.
Труд Чуковского достигает цели - он показывает, что Н.А. Некрасов как поэт - великий мастер, актуальный как в свое время, так и во времена последующие (сейчас так особенно...), у которого есть чему поучиться новым поэтам и есть чем насладиться новым читателям.