Больше рецензий

bookeanarium

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 февраля 2014 г. 16:51

201

4

Основатель современного германского флота, командующий флотом начала ХХ века, за свои заслуги он получил дворянство и приставку «фон» к фамилии. Книга воспоминаний раскрывает детали его личной истории.

Чем-то образ Альфреда фон Тирпица напоминает Генри Форда: они оба с нуля открыли производство, а при необходимости достраивали вокруг целый маленький мирок, способный обеспечить это производство всем необходимым. Оба стремились к изобретательству. В случае Тирпица – это торпедное направление. В воспоминаниях он указывает, что трудился над пилотной моделью как жестянщик. А когда его отправили построить опорный пункт в китайском Циндао, в итоге получилась не просто военная база, а практически немецкий город со сталелитейными заводами и учреждениями высшего образования. Посадки деревьев для облагораживания местности, устройство водопровода и заградительного барьера для предотвращения эпидемий – хозяйственная деятельность была развёрнута немалая. Немцы, проживавшие в Китае, стали селиться в Циндао и привыкали рассматривать этот город как центр германизма.

Тирпиц не мелочится, он рубит с плеча, если есть такое желание, он обязательно скажет об оппонентах «они предпочитают высиживать яйца дома», пока он «воплощает в сталь и железо наши теории». Прямо скажем: не дипломат. Но стратег: «каждый военный корабль, строившийся на земле вне пределов Англии, является для нас преимуществом». И все силы направил на строительство флота, преуспев в этом настолько, что «англичанам стало не по себе при виде того, как много мы создали при столь ограниченных средствах». Много – это три больших корабля в год.

Благодаря его усилиям к 1914 году флот Германской империи по своей мощи занимал второе место в мире, уступая при этом сильнейшему британскому флоту по размерам на 40%. Ценность преобразований, автором которых был гросс-адмирал можно оценить даже по тому, что в дальнейшем один из крупнейших немецких линкоров времён Третьего рейха получил название «Тирпиц», о нём всем известно в связи с историей конвоя PQ-17. Альфред фон Тирпиц умер в 1930 году, за свою восьмидесятилетнюю жизнь существенно повлияв на историю миноносного флота и флота вообще.

«Повышения ценности Циндао следовало ожидать также и потому, что поблизости от него совершенно не было естественных гаваней, а постройка железных дорог могла превратить его в порт, обслуживающий Пекин и даже (что я не сразу учел) линию на Москву через Иркутск; это обеспечило бы наиболее удобное сообщение между Европой и Австралией через Восточную Азию. Шаньдуньская дорога соединила Циндао с его отсталым хинтерландом. Перед нами открывались неограниченные возможности хозяйственного расцвета».

Букеанариум

Комментарии


О, спасибо за рецензию. :) Меня тема германского флота очень интересует - за такой короткий срок смогли не просто догнать саму Британию но и стать лидерами по отдельным направлениям (подводные лодки). Надо обязательно найти книгу.


кстати, есть на флибусте.


Уже. :)
Цитаты хороши. Такое милое сочетание прямоты, ума и иронии (в немецких мемуарах мне эта штука редко встречалась).


...добавила гору интересных цитат.