Больше рецензий

20 апреля 2023 г. 17:15

239

2.5 Спойлер Чернуха 19-го века

1. Свои люди – сочтемся (комедия в 4-х действиях, 1850)
Про что: купец выдает дочь за своего приказчика.
Действие происходит в доме купца Самсона Большова. Герои: Самсон, его жена, дочь на выданье, приказчик, сваха, стряпчий (шуршит на фоне). Персонажи ходят из комнаты в комнату, льстят и врут друг другу, кушают водочку, говорят на архаичном языке. Приказчик подкупает сваху, чтоб Большов выдал за него дочь.

спойлер
Та сначала оскорбляется неотесанным женихом, но обещания денег и богатств быстро помогают справиться с душевной травмой.
Текст состоит примерно процентов на 90 из диалогов такого плана:
Рисположенский. Здравствуйте, батюшка Самсон Силыч! Здравствуйте, матушка Аграфена Кондратьевна! Олимпиада Самсоновна, здравствуйте!
Большов. Здравствуй, братец, здравствуй! Садиться, милости просим! Садись и ты, Лазарь!
Аграфена Кондратьевна: Закусить не угодно ли? А у меня закусочка приготовлена.
Рисположенский. Отчего ж, матушка, не закусить; я бы теперь рюмочку выпил.
Большов. А вот сейчас пойдем все вместе, а теперь пока побеседуем маненько...

Много повторов, ненужных слов, словно бы автору платили построчно. (На страницу диалог, в котором одна героиня говорит другой героине о том, что пришла ещё одна героиня!) Конфликта нет. Герои исключительно отрицательны и максимально просты. Глупы, корыстны, бесчестны, лживы. Все-все. В школьных учебниках это принято называть "сатирой", но на ум больше приходит слово "чернуха". Когда все герои - дно. (И когда потом оглядываешься и видишь, что в жизни, уф, не так уж плохо.) Ни у кого нет ни единой положительной черты. Мотивация героев непонятна. (Почему купец решил выдать дочь за приказчика? Почему вдруг прогорел?) Финал наивен и прост. (Плохие люди обманывали друг друга и наказаны. Не все, но что поделать.)
свернуть

2. Доходное место (комедия в 5-и действиях, 1856)
Про что: беда не в том, что твоя жена дура, а в том, что дура - твоя жена.
Здесь речь идет уже о чиновничьем классе. Возможно, дело получше будет, чем когда речь идет о купцах и мещанах. А, нет, тут тоже дно. Взяточники, подхалимы, тупицы. Хотя нет, подождите. Найдется два персонажа, обладающие, наконец, некоторыми положительными качествами/умом. Бедный чиновник Василий Жадов и его тетка Анна Вишневская. Жадов обличает взяточничество и мечтает жить честно. Его планы "воспитать" молодую жену по своему усмотрению, конечно, не самое привлекательное, что можно представить, однако сие не лишено смысла.

спойлер
Женщин в дворянских/мещанских семьях растили дремучими и покорными, про это Островский пишет практически постоянно, а здесь тогдашнее восприятие женщины как затратного, не каждому доступного домашнего животного так и вовсе на переднем плане. По сему идея Жадова научить жену быть помощницей - не так уж и плоха. Другой вопрос, чем мотивирована. Потому что у Жадова нет денег как "положено" содержать жену (неспроста же он Жадов)или он и впрямь почти видит в женщине человека?
Скорее всего, последнее, ведь личностью избранницы Настеньки он интересовался мало, думая, что просто перевоспитает:
Мыкин: ... Ты очень любишь свою жену?
Жадов: Безумно.
Мыкин: Ну, плохо дело. Умна она?
Жадов: Право, не знаю. Знаю только, что она мила необыкновенно. Какая-нибудь безделица расстроит ее, она так мило, так искренне расплачется, что сам, глядя на нее, заплачешь.

Это после года брака. Умна ли жена? Не знаю, не интересовался.
Настенькая же оказывается тупа, как пробка. Её устраивает роль мебели, фи тяжелым трудом жить, что за идеи! Над Жадовым все смеются, так как идеалы честности в среде, где все живут взятками, смешны, и мало того, даже оскорбительны. (Жадов - бунтарь!)
Настенька, завидуя сестре, вышедшей за недалекого, но преуспевающего взяточника, пилит мужа и угрожает уйти, так что тот решается расстаться с принципами. Всё пропало!
На помощь в сюжет спешит таящаяся всё это время Анна Вишневская. Эта молодая женщина как бы антипод Жадову. Выданная за старика, она пыталась быть примерной женой и влиться в "приличное общество" мужа, но со временем поняла ошибку. Теперь она жалеет от потраченной молодости. Анна Павловна даже видит лживость и гнусность мстительного ухажера (впервые у Островского!), но тоже хранит банальный секрет, который как бы помогает достичь форсированного хеппиэнда. Смерть деда Вишневского освобождает Жалова от необходимости вновь просить места, где можно брать взятки. Настенька переобувается и уже снова хочет жить в шалаше. (Хотя всё замужество не хотела.) Надолго ли? Сомнительно.
Что есть хорошего в пьесе? Ознакомьтесь с мировоззрением приспособленцев, у которых взятки это "подарки", а уголовное дело - "удары судьбы" и "происки врагов". Взгляните на потребительское отношение к людям, громко называемое "любовью". ("Родительской" в том числе. Теща героя (Кукушкина) гнобит дочерей, видит в них выгодную собственность и проклинает, если они не выполняют её полю. Да Островский покусился на святое!)
свернуть

3. Гроза (драма в 5-и действиях, 1859)
Про что: драмаквин топится.
Спойлеры невозможны, ведь никто не в силах забыть этот "луч" из школьной программы.
Сюжет в пьесе до ужаса банален: выданная за постылого Катерина увлекается другим, впадает в истерику и топится. В мире, где супругов не выбирают, измена - лишь вопрос времени. Проза жизни. А вот адекватность героини, это нечто более занятное.

спойлер

Эмоциональная незрелость - диагноз практически всех присутствующих. Домашная тиранка Кабаниха, её безвольный сынок Тихон, который ищет спасение в выпивке, и невестка Катерина, инфантильная драмаквин в тёмном царстве. Если посмотреть внимательно, Катерины жизнь не так ужасна, как нам внушали в школе. Праздная мещанка, которую родители только баловали. По тогдашним временем муж достался неплохой: не бьет, потакает, защищает от свекрови. Но Катерине этого мало, она сама манипулирует и обижает его, когда есть возможность, а внимание проявляет, когда ей что-то надо:

Катерина (подходит к мужу и прижимается к нему). Тиша, голубчик, кабы ты остался, либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! (Ласкает его.)
Кабанов. Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь.

Заметьте, даже увлечение другим (измену?) Тихон воспринимает без драмы, жалеет жену и гневается лишь потому что мамка велела. Ведь сам-то изменяет да и вообще, дело житейское:
Кулигин. Как бы нибудь, сударь, ладком дело-то сделать! Вы бы простили ей да и не поминали никогда. Сами-то чай, тоже не без греха!
Кабанов. Уж что говорить!
Кулигин. Да уж так, чтоб и под пьяную руку не попрекать. Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой.
Кабанов. Да пойми ты, Кулигин: я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сговоришь!

На сочувствие к другим Катерина не способна:
Катерина. Ах, какая скука... А вот что я сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холст, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолятся...

Помочь бедным не для того, чтоб помочь бедным, а чтоб они помолились за тебя. Бартер!
Упреки, заметьте, стандартная манера общения у Катерины, даже с "любимым". Когда Борис приходит на свидание, она только и делает, что осыпает его упреками:
Катерина. Зачем ты пришел, зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски, до гробовой доски...
Борис. Вы сами велели мне прийти...
Катерина. Да пойми ты меня, враг ты мой; ведь до гробовой доски!
Борис. Лучше б мне не видеть вас!

Здравая мысль, Борис! Беги, глупец! Сама пришла, пригласила, - зачем пришел?
Ответственность за свои действия Катерина не несет. (В чем ещё раз потом убедимся.)
Вернемся к страдашкам. Свекровь кошмарит всех, не только Катерину, сына она кошмарит ещё пуще, только за него вступиться некому, впрочем, кабанихина дочь Варвара вполне себе умеет обхитрить властную, но недалекую мамашу, не всё так плохо. Катерина же, как истинный эгоист, бросается постранично в истерики на ровном месте, а в любой непонятной ситуации хочет убиться.
Поступок её сюжетноповоротный, малопонятен. Почему Катерина рассказывает о своих гулянках с Борисом? Авторская лень? Невменяемость героини? Нет-нет, это не совесть. Катерина эгоистка и манипуляторка, какая тут совесть. Всё же, лень?
Да, а что там Борис? Ещё один слабовольный мужчинка. Конечно, не было любви между Борисом и Катериной. Увидели друг друга, увлеклись, не зная. После раскрытия гулек Борис послушно едет, куда дядя велел, а Катерине желает смерти (!), ибо вы читаете про инфантилов и ДРАМУ. Никаких попыток что-то сделать.
Есть как-то адекватный персонаж - Варвара. Без сожалений шарится ночами с Кудряшом втайне от мамки, после раскрытия бежит с ним из дома. Сомнительно, конечно, что ждёт её счастье, пусть даже персонаж производит впечатление склонного к действиям.
По этой же причине несправедливо винить Катерину в бездействии, разве что в отсутствии желания что-то делать. Что могла сделать Катерина, жившая в сословном 19-м веке? Она собственность мужа, работать и распоряжаться деньгами и собой не имеет права. Можно было бы убежать с другим, но тот не захотел. Жить дальше, бороться с Кабанихой за власть в доме, но сама не захотела/смогла. Выбор невелик.
К слову, Островский подкидывает нам в этой ДРАМЕ интересное про сексуальную жизнь того времени.
Когда Борис интересуется на тему и Кудряш отвечает:
У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят.

Речь не о прогулках по улице, кто не понял. До свадьбы - можно, а после - ни-ни, потому что ты собственность мужа.
Тот же Кудряш:
Кудряш. Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.
Шапкин. А то что ж бы?
Кудряш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!

А этот фрагмент есть в школьных учебниках? ;)
Об этом, к слову, подробно можно узнать из этой монографии: М. Муравьева - Бытовое насилие в истории российской повседневности (XI-XXI вв.)
свернуть

4. На всякого мудреца довольно простоты (комедия в 5-и действиях, 1868)
Про что: коварный интриган оказывается не таким уж и коварным (а очень даже тупым).
Время чернухи в среде мелких помещиков. Главный герой - Егор Глумов, молодой человек без внятного рода деятельности. Лицемер, лжец, эгоист, конечно же. Добивается расположения богато дяди своего, барина Мамаева.

спойлер
А также его жены, заметьте, с подачи самого Мамаева. Патриархат патриархатом, а чтоб голова от измен ещё молодой жены не сильно болела, лучше подсунуть ей племяша. Свой человек, как никак.
Шутки в сторону! Планам Глумова жениться на богатой невесте не суждено было сбыться, из-за ревности тетки, в том числе. (Как коварный Глумов мог не учесть подобное обстоятельство?) Впрочем, развязка сама по себе нелепа. Записывать все крамольные мыли и подкупы прислуги в тетрадочку, которую потом легкомысленно бросать по дому? Это несерьезно по нынешним временам.
свернуть

5. Снегурочка (весенняя сказка в 4-х действиях, 1873)
Про что: любовная беготня по лесу.
Произведение тот ещё трэш написано по форме оперы, то есть текст столбиком (но без рифмы), с массой филлерных партий массовки, птиц, деревьев и т.п. (Опера Римского-Корсакова появилась позже.)
Весне-Красне приспичило замутить с ...дедом. От чего родилась Снегурочка. Штош, о вкусах не спорят.

спойлер
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом...

Хотя нет, это странно, настолько, что в современной версии Снегурка деду таки внучка. Ее существование огорчает Ярило-Солнце, очень сильно, так что смерть девчули его цель. Совершенно непонятно, почему. То ли пьесу сильно сократили, то ли Островский переписывал с какого-то более содержательного источника...
Родичи отправляют Снегурку к людям (берендеям), и приемные родители ее гнобят за бедность и невыгодность. Женихов бы обдирала, зачем только тебя взяли?
А вы что думали, будет сказка? Косвенная и прямая проституизация детей была темой веками, хорошо, что Островский сохранил её для нас.
Красивая Снегурка становится местным айдолом, за ней охотятся все человечьи молодые мужчины.
Ей 15, кстати.
Основной конфликт в произведении не совсем понятен. Вроде бы Снегурка не умеет любить, но всё равно бегает за пастухом Лелем, ревнует его и страдает от его бл...низкосоцильноответственного поведения. Пригожий Лель тоже местный айдол. Его тоже хотят все, не только Снегурка. Да так что местные ночевать не дают, если есть дочь или молодая жена. (Патриархат патриархатом, а смазливого мужика на двор лучше не пущать!)
Снегурочка дарит ему цветочек, но, поманенный другими девицами, он убегает, бросив подарок. Снегурка в великой печали.
Мммм???
Или она другой цветочек ему подарила? Какой-то неспроста символизм... :)

За Снегурой бегает тридцатилетний педобир Мизгирь. (Что за имечко, лмао?) Снегурочка бегает за Лелем. Лель за Купавой, которую бросил Мизгирь. Елена Прекрасная бегает за Лелем, кто быстрее.
Вся эта беготня по лесу перемежается с пением птиц и цветов.
(С Еленой эпизод самый уморительный. Лель убегает от неё глубже в лес, а из соседних кустов выходит муж и начинает угорать, что опять жена мужика поймать не может. Предлагает проводить домой, чтоб не все царство смеялось над неудачницей. Тот ещё трэш, ну.)
В итоге, устав бесцельно бегать по лесу, Снегура просит у матери чувства, полюбить уж первого встречного. Но за это Снегурка умрет от лучей Ярило. (НЕ ЗАДАВАЙТЕ ЛИШНИХ ВОПРОСОВ!)
Тут же из-за дерева выпрыгивает Мизгирь и влюбленная Снегурка идет с ним в ближайший куст. Наутро Снегурка тает от лучей солнца, а её глухой педобир мужик топится в реке. (Впервые у Островского!)
После смерти Снегурки является довольный Ярило в своем каноничным виде бисёнена со снопом и отрезанной головой. Все радуются и танцуют, что теперь будет тепло и хорошо.
Да, неплохо так пожила девчуля 15 лет. А главное, осмысленно.
Ну что ж, чему нас учит эта сказка? Если ты Снегурочка, то сиди в лесу. Тебе же лучше. Персонажи отрицательные, опять, все. Подлец Мизгирь, который не хозяин слову. Злобная, не имеющая самоуважения Купава. Живущий сегодняшним днем потребитель Лель... К таким лучше из леса не выходить.

свернуть

6. Бесприданница (драма в 4-х действиях, 1878)
Про что: мелодрама на берегу Волги.
Малопонятно, но очень много страданий. В центре действия - бесприданница Лариса Дмитриевна, которая всех по неясным причинам интересует, но не как жена, ведь она бедна. Она соглашается идти замуж за первого подвернувшегося, чиновника Карандышева. Он жалок и уже изводит невесту ревностью.

спойлер

Лариса любит богатого Сергея Паратова, который её бросил. Паратов омерзителен, как только открывает рот. Но Лариса этого не замечает. (Видимо, бедна она не только финансово, но и умом.)
Отметим, что диалог их весьма поучителен. Паратов начинает упрекать её в том, что после того как ОН ЕЁ БРОСИЛ, она не продолжает страдать до старости, а выходит замуж. Лариса тут же начинает чувствовать вину.
Не надо так.
Лариса. Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас?
Паратов. Что делать, Лариса Дмитриевна! В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать.
Лариса. И непременно женщине?
Паратов. Уж, разумеется, не мужчине.

Что делать, что делать... Бежать, волосы назад. Оу, ши... Он (пьяный) признается в любви, зовет Ларису...на пикник. Она бежит не куда надо, а за ним, забыв всё.
Жених, узнав об этом, бежит следом с пистолетом и убивает её. Остальные персонажи рассматривают Ларису как трофей и безучастны к её чувствам.
Персонажи отрицательны, все. (Доколе...) Лариса выставляется жертвой, бесправной, но безвольной и какой-то пугающе недалекой.
В чём смысл? В том, что Волга дурно действует на людей? Не иначе. Нет, ну понятно, опять в центре бесправность и выученная беспомощность женщин, гнусность мужчин, но ...пикник?
свернуть

Итого. Кто ж знал, что Островский такой поверхностный, простой. Персонажи однобоки, плоски, наделены выкрученными до максимума недостатками. Любовь жены можно купить. Дети - товар на продажу. Невесту выбирать побогаче. И так далее, и так далее. Хорошо, когда изобличаются пороки, нехорошо, когда ничего, кроме пороков, нет. Это уже какие-то готовые шаблоны, напоминающие современные легенды про то, как "в Замкадье живут одни алкаши с 10-ю детьми, которые берут огромны кредиты на айфоны". Ключевые поступки героев не вызывают понимания. (Запишу все помыслы в тетрадочку. Застрелю невесту за то, что поехала на пикник без меня.)
Их плюсов: есть забавный трэш, а также хорошее напоминание об ужасах прекрасного вкакраньши. Полезно прочитать и содрогнуться.

Долгая прогулка 2023, основное задание апреля

Комментарии


Любопытное прочтение классика!


Спасибо!
Для меня открытие, если честно, что Островский такой депрессивный.