Больше рецензий
18 апреля 2023 г. 21:00
270
4
РецензияКак совершенно ясно из названия, это – дневниковые записи, которые Татьяна Львовна, старшая из дочерей ЛНТ, вела на протяжении всей своей жизни… ну, по крайней мере, с четырнадцати лет – когда начинаются опубликованные записи.
Да, после чтения писем и дневников ЛНТ я планировала дальше читать дневники СА… и это было бы как раз логично… Но вот в библиотеке попалась на глаза эта книжка, и как-то так получилось, что она оказалась у меня на руках. Так что слегка перепрыгнула сразу к детям.
Это было очень интересное чтение… Позволяет под другим углом взглянуть на все происходящее. Хотя само издание мне не очень нравится. Ну, традиционные претензии – во-первых, здесь опубликовано не все, а только избранное… непонятно, кем и как. Ну, то есть, я предполагаю, что составители старались тут в первую очередь поместить то, что касалось непосредственно ЛНТ, а остальное – постольку поскольку. Ну и – поскольку это советское издание – то, предполагаю я, в финальной части дневников, когда дошло до революций и современного периода, составители, наверно, применили отчаянный идеологический подход. Так что там записи стали уж совсем напоминать какие-то беспорядочные обрывки. Подозреваю, что Татьяна Львовна не сильно прониклась революционными идеями и отнеслась к большевикам и СССР весьма критически. Так что выискали те фрагменты, где она пишет на этот счет более-менее позитивно – их и опубликовали. Ну, так мне кажется. Обоснование, должно быть, такое, что ЛНТ к тому времени уже умер, так что как бы дальнейшие записи уже не представляют интереса? Лично я протестую. Мне как раз очень интересно – и период очень уж значимый… и сама по себе Татьяна Львовна в итоге все равно была личностью интересной. Если уж даже в юные годы она могла вполне резонно и логически возражать таким столпам мысли, как ЛНТ, Ге… кто там еще у них вращался… Пусть не открыто, пусть хотя бы в своих мыслях, пусть изредка – но все же… Так что мне бы очень хотелось, чтобы эти дневники были изданы в нормальном виде, полностью, и все такое.
Да, и во-вторых – ну, было досадно. Неужели нельзя было поместить сюда хоть немного фотографий? Вкладку бы сделали, что ли... Поискала в интернете. Ну вот, получается, что в юности Татьяна Львовна была довольно хорошенькой - в какой-то степени напоминала СА – и, видимо, пользовалась славой светской красавицы. Во всяком случае, такое осознание себя осталось у нее на всю жизнь – и это очень хорошо… Потому что я смотрю на поздние фотографии и вижу немолодую (хотя сколько ей там было на тот момент – лет 35?), грузную женщину, с каким-то топорным лицом, с грубыми, резкими чертами… и тут уже явно она больше всего походит на ЛНТ. Вот как жизнь повернулась.
В общем, в своих дневниках Татьяна Львовна пишет о своей жизни, о жизни своей семьи – само собой. Пронзительное чтение. И мне было их всех так жалко – большей частью… хотя временами они, конечно, сильно бесили. Особенно ЛНТ со своими завиральными идеями, которыми он проутюжил мозги всех своих домочадцев. Вот читаю то, что тут изложено, и с новой силой убеждаюсь, что все эти выверты ЛНТ – это чистое юродство и больше ничего… Ах, он проповедует, что человек должен сам себя обслуживать, и ни в коем случае не допускать, чтобы кто-то на него трудился – вдалбливает это всем своим детям… Ах, он сам ходит с мужиками на покосы, ах, он приезжим гостям сам шьет сапоги… Еще неизвестно, насколько хорошо он выполнял все эти работы… И действительно ли он «сам себя обслуживал» - в чем это выражалось – что барин сам заправит утром постель, сам оденется? Допустим – но что-то я не помню по дневникам, ни ЛНТ, ни вот его дочери, чтобы речь шла, к примеру, о мытье полов и окон, стирке белья и прочим разным хозяйским делам. И, может, лучше бы он не ходил на покосы и не возился с сапогами, а хотя бы позаботился о том, что его напрямую касалось? То есть, сам бы приводил в порядок всю свою писанину – переписывал по много-много раз то, что он переделывал под влиянием очередного приступа вдохновения, приложил бы старания, чтобы это все было написано в нормальном виде, без помарок и удобным для посторонних, разборчивым почерком… А то вот всю жизнь за него это делали другие – та же СА, его злосчастные дочери… Почему-то ему не приходило в голову, что это тоже отнимает у них время и силы, это он почему-то не воспринимал, что – другие его обслуживают…
Вот и Татьяна Львовна то и дело мельком упоминает – а я вспоминаю соответственно из дневников ЛНТ – что она бы хотела писать дневник только для себя (ЛНТ имел обыкновение читать дневники детей и даже требовал, чтобы они ему их показывали), что она радуется, что «сегодня идет дождь, и меня освободили от покоса», что она устает на этих покосах и ей тяжело закидывать сено наверх, боится надорваться… бедная девочка… что ее пугают и раздражают все эти посетители, идущие к ЛНТ сплошным потоком, и что ее больно задевает, что отец всегда в первую очередь открыт для них, а ее вечно отодвигают подальше… ну, она же никуда не денется…
А эти знаменитые идеи ЛНТ насчет денег и вообще материальных благ – что надо обходиться без них, и что это зло… Он это внушал своим детям. Не знаю, как сыновья, но дочери, по ходу, всерьез этим прониклись. Так это действительно признак высоких морально-духовных ценностей? Или все же, просто-напросто – лень и нежелание себя утруждать, вникать в сложную и трудоемкую систему жизненного устройства… Вот ЛНТ сделал широкий и красивый жест – он типа отказался от денег! У него ничего своего нет! Ага, но при этом он живет покойно и хорошо, на всем готовом, что ему обеспечивает жена, вынужденная вести все хозяйство и заботиться о денежных делах. Замечательно. Понимаю, как это должно было бесить СА – тут, в дневниках, прочитала про одну ее шпильку – когда она, в один из таких моментов – отказалась что ли выдавать ЛНТ письменные принадлежности для ведения его обширной переписки… Указав, что это же все денег стоит – бумага, чернила – и немалых… Логично, я бы сказала. Впрочем, ни ЛНТ, ни его дочери не соизволили осознать эти аргументы. Ну, чего еще следовало ожидать.
Особенно взбесили меня записи касательно работы ЛНТ и его дочерей типа по оказанию помощи голодающим. Как я помню еще под дневникам ЛНТ, был большой голод, им пришлось несколько лет что ли заниматься столовыми, все такое. Вот тут частично Татьяна Львовна об этом рассказывает – как они выехали туда, что-то делали… Вот именно – что-то! СА с ними не поехала, что-то у нее в то время было со здоровьем, но она развернула бурную деятельность, организовала сбор пожертвований, быстро собрала какие-то суммы… Ну так что – вот ТЛ пишет, что мама ей пересылает какие-то деньги, чеки, а она их просто складывает в стол! Потому что не знает, что с ними делать!! И вообще, деньги же это зло и грязь… и они все сидят и обсуждают моральные вопросы – допустимо ли связываться с такой грязной материей, как деньги… Господи боже, СА, при всех своих вывертах, по ходу одна там была с каким-никаким здравым смыслом… СА, видимо, нашла какого-то купца и убедила его оказать помощь для этих их столовых, и тот послал им вагон макарон. Так что на это ТЛ – она удивляется! Макароны?? Как, зачем столько… что с ними делать, опять же. Ну вот нет слов. Алло, у вас там люди голодают, у вас столовые – ну так вам прислали еду, готовьте ее что ли… Она же пишет тут, что люди пьют пустой чай, делают хлеб из лебеды. А тут макароны. Тьфу ты. Или зато она с восторгом упоминает, что «папа придумал делать овсяный кисель, как хорошо – мы всем распорядились так делать». Овсяный кисель… или это что – тупо забитое в подсознание убеждение, что раз крестьяне, то они едят овсянку, кашу какую-нибудь, хлеб… а макароны – это господская еде, это они не едят? Поэтому они не понимают, почему им прислали вагон макарон, зачем и для чего.
Зато в какой-то момент ТЛ с большим чувством пишет, что вот она ходила по хатам, где-то зашел разговор, что там у кого-то нет какой-то одежды, так она сняла с себя шаль и отдала им. И все кланялись и благодарили ее. Как хорошо! Так и надо, проникновенно пишет ТЛ, что вот у меня есть шаль, меня попросили – я ее отдала, но больше у меня никто ничего попросить не может, у меня же нет другой шали! А то все деньги, деньги… Нет, товарищи, все же что ни говорите, а только большевики реально взялись и стали что-то делать для народа. Потому что нужно менять всю систему и работать над этим постоянно и упорно – а не то что какая-нибудь очередная добросердечная барыня «отдаст свою шаль» и дальше с нее взятки гладки…
Ну и вот – глядя на все это, думаю я – стоило ли это все того… Все эти прекрасные и возвышенные проповеди… Довести жену до нервного помешательства… Изуродовать жизнь двух милых молодых женщин…
Вот ТЛ – она же изначально четко и недвусмысленно высказывает свои устремления – выйти замуж, нарожать детей – она же обожает возиться с детьми с детства. Прекрасные и здоровые устремления, как мне кажется. Но ЛНТ же вдолбил ей в голову, что это грязь и мерзость! Он целенаправленно изгонял разных женихов. Он устроил для своих дочерей просто какой-то монастырь. ТЛ это четко пишет, что вот она читала труды папА (особенно «Крейцерову сонату», ага), и укреплялась в своем намерении сохранять девственность и трудиться на благо… кого-нибудь… Правда, потом у нее это стремление опять выветривалось и отчаянно хотелось свою семью и детей. И она себя в дневниках корит и ругает… Ну вот, что ЛНТ от них было нужно, почему бы не позволить ей просто жить своей жизнью? Я еще при чтении дневников ЛНТ помню этот момент, как ТЛ однажды все-таки проявила неслыханное мужество и вышла замуж. Что безмерно расстроило ЛНТ. Ожидала, что здесь, в ее дневниках, об этом как-нибудь подробно будет написано – как ей все-таки удалось… это восстание. Как же. Это все опустили, или что. Просто – вот только что она упоминает про своего Мишу, а потом уже раз – и она замужем и все такое. А дальше – длительные попытки родить ребенка – а там или выкидыши, или дети рождаются мертвыми… какой ужас. И сама ТЛ в дневниках вполне осознает свое положение – организм уже изношен, навряд ли что получится. Но продолжает снова и снова. Родилась одна девочка. И вот опять же – стоило оно того??
Почему-то при чтении этих дневников мне под конец уже то и дело вспоминался Ницше – с этим своим «лучше должны они петь, чтобы я поверил в их заповеди… что-то не похожи на спасенных ученики их…» Вот именно – если ЛНТ выдавал такие прекрасные и возвышенные идеи, почему все вокруг него были так несчастны? Я, кстати, была удивлена, когда стала читать дневники ТЛ и обнаружила, что она всю жизнь с неприязнью относилась к своей сестре Маше. Считала ее лживой, пронырливой и т.д. А в дневниках ЛНТ – ах, мои девочки… Что же он так относился к своим дорогим девочкам, если они друг друга втайне ненавидели? То есть, как Маша, я не знаю, но ТЛ эти свои чувства выражает всю дорогу.
Как бы то ни было, но ТЛ искренне считала, что ей в жизни повезло – она же жила рядом с ЛНТ! И от финальной части этих дневниковых записей чувствуешь глубокую тоску – сначала эти бесконечные мертвые дети, потом смерть отца, смерть любимого мужа, смерть матери… Такое всегда тяжело…
«Мне все равно, какой у меня будет муж, я никогда не мечтаю, что он будет такой-то или такой-то; мне только нужно, чтобы я могла его любить всю жизнь, и он меня. Полно вздор врать, Танька! Лучше буду писать о погоде».
***
«Мы приехали в Арнаутовку вечером. Подъезд был освещен, зала тоже. Обед был накрыт, и на столе фрукты в вазе. Вообще первое впечатление было самое великолепное: везде светло, просторно и во всем видно, что папа все обдумал и старался все устроить, как можно лучше. Я была очень тронута его заботами о нас; и это тем более мило, что на него не похоже».
***
«Папа не в духе и настроен против меня, так что на каждом шагу старается говорить мне неприятные вещи. На днях я была нездорова, так что даже к обеду не могла платья надеть, а папа все меня передразнивал и говорил, что я на пьяную солдатку похожа. Я чуть не разревелась и ушла от обеда. Сегодня он сказал, что я хуже всех из его детей. Прежде такое его обращение со мной больше меня огорчило бы, а теперь озлобляет, не знаю, почему. Должно быть, я хуже стала. До болезни мама было ужасно весело».
***
«С каждым годом я с бОльшим удовольствием приезжаю в Москву. Это меня огорчает. Я даже вчера ночью видела во сне, что мы опять уезжаем в Ясную… Это мой вечный кошмар, что мы уезжаем из Москвы».
***
«Раз в Никольском ночью мне было очень нехорошо, и Лиза, видя,, что мне так нехорошо, больно, обидно, не стала допрашивать и только сказала: «Мне тебя очень жаль». Но так серьезно и просто, что мне стало легче. Какие это чудесные слова: «Мне тебя жаль», и как они могут самого черствого человека размягчить. Говорят, что они обидны. Для людей без сердца – может быть».
***
«Как на дворе хорошо! Как жить хорошо! Одно – зачем я одна? Зачем я не любима? И все это время, все эти чудесные минуты, которые я переживаю одна, зачем не с мужем? Тогда у меня не было бы столько сомнений, как жить, как в каких случаях поступать: вдвоем и любя друг друга, все легче решить. Мне так жалко этого времени, которое я живу даром, и, хотя я думаю, что должно удовлетворить то сознание, что я другим могу быть полезна, все-таки временами желание своего личного счастья, желание любви одного человека к одной мне – сильнее, и я начинаю завидовать всем, имеющим это».
***
«Папа вчера написал маленькую статью об искусстве, и по ней я увидела, как мало шансов мне сделаться художницей. Не надо мечтать об этом».
***
«Как мне мало времени думать и вообще жить духовно. Целый день, целый год и всю жизнь – я хозяйка дома, которая должна принимать гостей. Никогда не было такого страшного наплыва, как этой весной, и это так страшно тяжело, что минутами чувствуешь себя, как белый медведь в клетке: уйти некуда, успокоиться нельзя и поэтому стараешься забыться в постоянном кружении в клетке. Иногда просто начинаешь желать хоть болезни, чтобы день пробыть одной и иметь право не говорить. Коли это мне так тяжело, каково же это для папа? Но он имеет более прав: он уходит к себе заниматься – и никто не смеет тревожить его».
***
«Я подумала, что… мне надо гордиться своей свободой. Пока это мне плохо удается, но я думаю, что побежду дурную привычку представлять себя любимой и любящей. Это просто дурная привычка, привившаяся от чтения романов и общения с людьми, которых главный интерес составляет любовь».
***
«Всю свою жизнь готовиться к тому, чтобы быть матерью и женой, и теперь отказаться от этой мечты – это тяжело. Я помню, с ранней молодости старалась отвыкать от того, чтобы спать ничком, потому что думала, что во время беременности это будет неудобно, обмывала грудь холодной и грубой мочалкой, чтобы приготовить ее к кормлению и т.д. Не говорю уж о внутренней стороне семейной жизни, которую я себе представляла и о которой мечтала, и особенно о поэзии детской любви, от которой теперь надо отвыкать мечтать».
***
«Да, дети, дети. Я никогда ни от чего не испытывала такого полного чистого наслаждения, как от общения с детьми. С ними нет страха за то, что недостаточно умна, молода, красива, образованна, - боишься только быть недостаточно нежной и доброй с ними, а так как это зависит от себя, то и покойна».
***
«Приехали в Ясную. Дом совершенно пуст: как-то гулко, жутко пуст. Пошли на могилу. Там, несмотря на будни, - пропасть народа: идут, идут, едут со всех сторон, входят в ограду, читают надписи, расписываются, громко говорят. Мне стало ясно, что в Ясной Поляне семейного гнезда больше свить нельзя и что она сама собой перешла в общественную собственность».
***
«Мишу своего часто вижу во сне. Иногда, ложась спать, вызываю его. И иногда вижу очень ярко и ясно. А иногда только смутно чувствую его присутствие. Неужели мы ТАМ не увидимся?»
***
«Мне хочется стать на ногу трудового человека, зарабатывающего свой хлеб. Здесь это сделать трудно. Все привыкли к тому, что у меня открытый дом, и что я даю нуждающимся, когда меня просят. Теперь положение очень изменилось: у меня н и ч е г о нет, кроме вещей, и часто мне смешно, что у меня просят люди, которые гораздо богаче меня: у них есть дом, земля, молодость. У меня же ни того, ни другого, ни третьего».
***
«Иногда мне приходят следующие мысли: стоит ли теперь учить живописи? Что выражает теперь художник? Обнаженную женщину? Букет цветов? Уродливый портрет? Зачем все это? Прежде, когда была религия, человек приносил в дар Богу все то, что было в его душе самого высокого, чистого, лучшего. Музыка, архитектура и живопись жили только в церквах, как жертвоприношение. А какой теперь Бог у большинства людей?»
Комментарии
Да, посмеялся над вашим текстом, точнее над пресонажами из книги, которых вы описали.
Мне это напомнило
Хорошо рассуждать о морали и нравственности сытым и в достатке)))
Щас смотрю, столько моралистов развелось, ах как-бы чтобы и всем хорошо, и все так воздушно, благообразно чтоб было. И шали многие дарят (только по секрету их родственники еще в 90-е своровали 20 таких шалей))
Чет я словами Салтыкова-Щедрина начал говорить, видно перебрал с его текстами...
Да, сейчас тоже усиленно продвигается эта мысль, что все проблемы можно решить с помощью благотворительности. И вот без конца проводят какие-нибудь шоу, где опять все те же лица все то же пляшут и поют, все те же лица смотрят, потом объявляется, что - мы этим собираем деньги кому-нибудь. И все счастливы и чувствуют, что как бы приобщились. Своего рода индульгенция. ((
Когда у Фигнер была ситуация похожая, смех это вроде не вызывало
Вряд ли Толстой и его дочь оказались в ином положении
Ну так здесь ТЛ тоже в итоге пишет, что - всем не помочь и проблему не решить, потому что она прикинула, что на каждую избу нужно как минимум рублей сто. Но я же не об этом, а насчет того, что - вот у вас такая экстремальная ситуация, голод, так неужели надо и здесь принимать те же позы - мы не будем иметь дело с деньгами, потому что это грязно. А с чем вы будете иметь дело?? если они задумали эти столовые, кормить голодающих, так ведь на это все нужны деньги - еду покупать, все такое. Мне это странно просто.
Я же говорю, видим по разному текст)
Я как раз решила найти "макароны", скачала два издания,пока не нашла такого слова,можно цитату более точную?
Я лично вижу,что Татьяна не понимает,как отец отказавшийся от денег потом просит их у матери, вообще если он против них, то текущая ситуация как-то не вписывается.Но это не мешает ей и Толстому принимать активное участие, перечислять поступления от пьесы на помощь голодающим, принимать поступление от англичан, так что одно другому не мешает.
И да, отказ Толстого от денег действительно странен, поэтому у нее наверное и непонимание его позиции, тут как говорится "или крестик сними" :)
А насчёт брака я встретила цитату такую
Может дальше она пишет, что это отец ей всю жизнь испортил)))
Ну, может, там про лапшу говорилось, я уж не помню. )) Пишу в общем смысле.
Да, она не понимает этих моментов. Я же говорю - временами она очень разумно возражает на какие-то речения ЛНТ - в смысле, в своих рассуждениях возражает.
Нет, она такого не пишет. Это я пишу. )) Для нее ЛНТ - свет в окошке, все, что он говорит, принимается на ура - ну, кроме отдельных моментов, изредка, хотя и там она склонна сводить к тому, что "наверно, я еще не доросла и не понимаю". Даже вплоть до того, как она пишет, что она не воспринимает людей, которые не слушают/не почитают ЛНТ. Сама она - как я и говорю - искренне считает, что у нее все хорошо с жизнью, тут то и дело возникает "я получила прекрасное воспитание". Просто эта тоска все равно то и дело так отчетливо прорывается - ну, вот у меня такое сложилось впечатление.
Может этих цитат не было в твоём варианте ?
Добрый день Галина, вчера ответить не смог, рано ложусь, потому как рано вставать на работу
Вы делаете из меня монстра, речь не идет о том, что благотворительность - это плохо, тем более если она исходит от простых людей, которые отдают последнее. Речь идет о том, что сильные мира сего, как бы стараются замазать свои грехи благотворительностью и еще смешит дворянстсво и аристократия, которые пребывают в облаках и заумных разговорах, когда вокруг беда.
А что касается Фигнер, если бы вы прочитали третий том ее воспоминаний (он доступен и легко читается, я думаю вы одолели бы за выходные), то некоторые места в описание как она жила среди народа, когда распоряжалась кассой благотворителей, вас бы улыбнули. Одно дело рассуждать о народе, другое дело пожить с годок вместе с ними. Причем это стальная Фигнер!!!
Вы вот Галина со мной, с самым интеллигентным из интеллигентных черномазых работяг с небольшим напрягом общаетесь, а если в цех наш зайдете на час, может вообще веру в человечество потеряете и меня за континент обегать будете))
Сергей, вы тоже делаете из меня монстра:) Просто обидно стало за Толстого и его дочь, они ведь одни из лучших аристократов были по отношению к народу, не только не игнорировали их страдания,но и пытались в меру своих сил помогать. Пусть может и не идеально, но вы сами писали, что один человек систему не поменяет, но разве это повод над ним смеяться, высмеивать его желание изменить мир ?
Я думаю, сейчас очень модно обвинять Толстого во всех грехах именно потому, что он был неравнодушен, писал о страданиях людей и призывал остальных аристократов измениться.Может его путь и не был правильным,но разве это не лучше,чем вообще ничего?
Фигнер я обязательно почитаю, просто пока не вписывается в мое расписанием, надо уже к 9 мая готовится,поэтому военная тема сейчас на повестке моего дня.
не хотелось бы) При этом я ведь не отрицаю, что жизнь намного сложнее, чем я думаю, но всё-таки вера в хороших людей важна.
Вы пишете, что хорошо сытым рассуждать о морали, вот ещё один повод всех "накормить" и сделать у всех хорошую жизнь, тогда все будут добрыми и высокоморальными, как в хороших советских книгах)
а зачем, жена же есть). Он все же не был современным мужчиной, женские дела это не мужское дело)
думаешь он их заставлял,своих женщин переписывать? Или они хотели приобщиться к его творчеству и сами вызывались? У меня сложилось впечатление из книги Павел Басинский - Лев Толстой: Бегство из рая что СА это нравилось, наполняло ее гордостью от сопричастности к гениальному
если верить пьесе Толстого, вовсе не спокойно и не хорошо, он бы ушел, да только она не отпускала, угрожала ему или покончить с собой или бросить детей.(когда он на старости лет ушел,она действительно в пруд кинулась)
вынужденная кем? Толстой как раз призывал бросить все, значит вынужденная сама собою? Ее выбор был, не хотела бы, выгнала его, но ей видимо хотелось, чтобы было всё по старому, это видимо та цена,которую пришлось за выбор платить
Вообще как сильно наше личное отношение сказывается на восприятии текста, тебе Толстой не нравится и что не напиши, как мне кажется, все будет в штыки(а мне наоборот хочется его оправдать;)) А ведь сама Татьяна как раз идеи отца не считала глупыми, разве не так?
а можно цитаты, как именно это было, что говорил Толстой?
ну если она всегда мечтала о ребенке, то наверное стоило, вообще как со стороны можно за женщину решать, стоило или нет?
А почему люди должны быть быть счастливыми,какая связь? Он ведь и говорил про несчастье, что оно вокруг, что жизнь неправильная, призывал увидеть ее ошибочность
Т.е. надо было, чтобы Толстой писал что у него гадкие девочки? Не слишком ли много вешают на Толстого, он ещё виноват в том, что дочери друг друга не любили.А почему именно он, не СА, например, ведь она воспитанием детей занималась. Вообще так ли велика роль родителей,многие браться/сестры друг друга не любят, завидуют друг другу
Спасибо за рассказ о книге, давно у меня в хотелках.
В обруганных мной воспоминаниях Мейендорф я прочитала, что их авторка тоже гордилась тем, что переписывала какую-то повесть Толстого, жаловалась на почерк ещё. Я раньше думала, что только Софья Андреевна могла разобраться в этих каракулях, а нет, совершенно посторонний человек тоже, вроде как, справился.
Думаю его творчество многие переписывали) У того же Басинского было написано
А СА Басинский цитирует так:
Ну и потом стал переписывать Чертков, дочери, секретари - свято место пусто не бывает, желающих приобщиться к Толстому всегда было не мало
Ну, почему... я была вообще негативно настроена к ЛНТ перед чтением его дневников и писем - после этого у меня даже мнение улучшилось. )) Проникновенно же пишет, все же. ))
А сейчас опять чувствую нарастание неприязни, потому что - ну да, по моим впечатлениям и ощущениям, они были несчастны. Та же ТЛ, которая больше и ни о чем не мечтала - ну дали бы ей спокойно выйти замуж в 18 лет, у нее была бы пропасть детей и смысл жизни. И любовь близких, которой ей так не хватало. А вместо этого эти долгие годы, когда она то тянулась к каким-то отношениям, то на нее набрасывались с проповедями, и она сама себя казнила и мучилась от стыда за свою якобы распущенность... И наконец позднее замужество и мучительные попытки родить - а это уже не восемнадцать лет, и дети один за другим рождаются мертвыми.
А как ЛНТ воспитывал детей - это уж я помню. Конкретно над ТЛ он проводил постоянно какие-то дикие педагогические эксперименты, непонятно чем вызванные. Ну вроде того, что всем детям дарили подарки, а ТЛ нет - и он смотрел, как она реагирует, потом умиленно писал, что "Таня была смиренна и покорна", что-то в таком роде. По-моему, это ужасно. Вот я читала ее дневники и уж думала - может, после такого детства, она себе как-то заполучила идею, что раз она была младшая, то хорошее отношение родители высказывают старшим детям, а младшие должны смиренно терпеть и ждать своей очереди - а потом, когда появилась Маша, она же была младше нее, а к ней вдруг по-другому относились... Так это же, наверно, потому что Маша такая хитрая и пронырливая, а иначе как еще объяснить это все? - ну, может, так у нее складывалось. Не знаю я, в общем, почему ЛНТ все это делал.
Да что цитаты, это у меня сложилось общее такое впечатление. Ну вот хоть примерно касательно той атмосферы, в которой они жили -
Просто если верить моему изданию, кисель был до вермишели и вовсе не отказывались от нее, просто удивление почему именно вермишель)
А так из рецензии я увидела, что приехали два никчёмным человека, которые лишь для виду сидят рассуждают, деньги не принимают и складывают их без дела в стол, а сами киселем "поганым" бедных голодных кормят,нет бы раздать макарон) Вот Сергей тут же поспешил посмеяться над Толстыми. Что это за извечное русское качество, не ценить хорошее, а выискивать в нем плохое, спускать с небес "помогающих", чтобы не зазнавались? Напоминает рассуждение Вересаева из В. В. Вересаев - На повороте
Я не к тому, что они для виду приехали... А что идеи ЛНТ изначально утопичны и бессмысленны. Когда вот такие масштабные и системные кризисы - голод и прочее, то тут хоть сто добропорядочных благотворителей возьмись, хоть будь они все гениями хозяйственной сферы - это ничем не поможет. Надо менять систему. Но ЛНТ как раз был против изменения системы. Это я четко помню по его записям. У него идея была, что все эти изменения, революции - это насилие, зло, этого человек должен избегать. А вот надо всем сидеть и молиться, то есть, работать над своим просветлением, тогда мир сам собой станет хорошим...
А, поняла) Да, без насилия изменить мир он хотел, поменять систему любовью и верой, как многие утописты