Больше рецензий

17 апреля 2023 г. 20:54

96

2 Отвратительно

"Пирамида" Уильяма Голдинга - одно из его поздних произведений. Книга в трех частях описывает жизнь небольшого городка, пропитанную классовым неравенством, похотью, сплетнями и лицемерием. Рассказ ведется от лица Оливера - подростка, ребенка и взрослого человека.

Книга написана бабушками у подъезда, не иначе. Аннотация говорит о том, как редка в наше время дружба и искренность, что каждый наш шаг как на ладони. И я ожидала увидеть по-настоящему мерзкое. Ту изнанку нашего общества, которую автор словом, как плеткой, отхлещет за все непотребное. Чтобы вскрылись пороки, чтобы в противовес им бросилось то немногое светлое, что осталось в людях (пусть потом оно и захлебнется, как в «Кристине Хофленер» Цвейга). А что в итоге? Есть маленький городок, в котором до сих пор живо классовое неравенство. И есть парень Оливер, который всю дорогу хочет девушку. А эта девушка вроде против но вроде и не против. И все её насильничают, но она при этом хихикает и крутит юбкой перед следующим. Есть театр, в котором все актеры и ни одного актера. И есть любовь, которая вроде бы любовь, но глазами ребенка смотрится как ток-шоу.

Каждый, КАЖДЫЙ человек в этом городе порочен. Задумка автора ясна - хотелось показать, что за внешне благообразным обществом таится множество скелетов. Но в результате получились двухмерные персонажи, в которых не веришь. Им пытались придать человечности, чтобы одушевить, но при этом первую скрипку играет отрицательная черта, а за ней - пусто. Автор в высмеивании не дотянул до гротеска, а карикатура вышла откровенно картонной. Единственная линия, которая тронула - история Пружинки. И то потому, что там автор соизволил показать, что героиня может вызывать сочувствие.

Отдельно хочется отметить стиль. Его нет. Диалоги не связаны с событиями, совершенно не понятно, кому принадлежит та или иная реплика. Сперва я грешила на переводчика, а потом вспомнила, что в «Повелителе мух» ровно та же проблема. Стиль Голдинга в том, что диалоги сливаются со словами автора, создавая единую нить повествования. Красиво, но трудно для восприятия.

В общем, если хочешь позлорадствовать над бездарными похотливыми людишками – добро пожаловать. Если ищешь лучшее в людях, или хоть какую-то мораль - проходи мимо, не трать зря время. «Пирамида» была моей второй попыткой понять неоднозначное творчество нобелевского лауреата Уильяма Голдинга. К сожалению, она провалилась.