Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

16 апреля 2023 г. 15:44

6K

4 Из глубин

Мастер австрийского экспрессионизма ( а экспрессионизм – это стремление выразить себя, не столько описать реальность, сколько описать эмоции от реальности, в противоположность импрессионизму – мимолетному впечатлению) даёт двойной вариант объяснения этой истории – мистический и материалистический. Сама история выглядит как детектив – странная гибель нескольких людей, следующая одна за другой, в Вене осенью 1909 года. Смерти эти связаны между собой, нет сомнений, да и погибшие люди не совсем посторонние друг другу.

Сначала молодой художник ни с того ни с сего покончил собой, потом странным образом гибнет его брат, морской офицер, который занялся вплотную расследованием этого дела. Затем погиб стареющий актёр, друг морского офицера, которого чрезвычайно впечатлило произошедшее. Все эти странные смерти выглядят либо как загадочное убийство по типу герметичного детектива, либо как доведение до самоубийства некими мистическими силами.

Центральным происшествием является смерть актёра Ойгена Бишофа, которая произошла на его вилле, на глазах у его родных и друзей. Рассказ ведёт один из них, барон фон Пош, который пытается быть предельно искренним и подробным, особенно в плане описания своих чувств и ощущений от происходящего (вот он – экспрессионизм!). Но и он, рассказчик, сбивается и путается в двух версиях происшедшего. Версию материалистическую, приземлённую и обыденную, проводит Феликс, он обвиняет барона в преднамеренном доведении Бишофа до самоубийства. Другую версию берётся разрабатывать инженер Сольгруб, убеждённый в том, что тут всё очень непросто, и замешаны некие мистические силы. Дальше идёт захватывающее расследование, но это приводит…ясно с первых страниц, к чему это приводит, так как сразу прямо сказано автором.

Итак, в развязке даётся два толкования – мистический и реалистический, и они кажутся на первый взгляд равноправными, смешиваясь у рассказчика в сознании, или, может быть, в сознании и подсознании. В реальности же победило, конечно, материалистическое, обыденное толкование, что имело определённые последствия для барона фон Поша. Но читатель, закрыв книгу, прекрасно понимает, что реалистический вариант толкования событий может прекрасно объяснить смерть актёра Бишофа, но это всего лишь один частный случай из целостной картины, и остальные смерти никоим образом не объясняет.

В то время как мистическая версия объясняет всё, тем более, что её прекрасно можно разложить на вполне понятные в материалистическом смысле составляющие.

В итоге можно поразмышлять над тем, что борьба сознания с подсознанием – заведомо неравная, как бы мы ни выстраивали сознание и не вгоняли его в какую либо схему, неведомое подсознательное может оказаться сильнее и в определённые моменты вырвется наружу и сомнёт его.

Очень интересное смешение получилось у автора в произведении – детектив и мистика, древние знания и быт и нравы начала 20-го века. Простые эмоции, любовь и ревность, желание возвыситься, честолюбие, тщеславие сталкиваются с соблазном шагнуть в запредельное, в сверхъестественное. Но расплатой за такое расширение сознания становятся вытащенные из подсознания страхи, которые почти материализуются – то, что в религии называется Страшным Судом.

Литературная экспедиция

Комментарии


Содержательная рецензия, сразу захотелось прочитать книгу. Закину в хотелки, только бы не забыть.


Спасибо, Настя)
Книга небольшая по объёму и читается легко, но впечатление у всех разное. Во всяком случае, автор интересный)


Впечатления всегда разные, ну или почти всегда. Рейтинг у книги низковат, но это ещё ничего не значит, как показала практика. Верь глазам своим, что называется.


Вот-вот, я тоже так думаю, не надо бояться низкого рейтинга)
Лучше довериться своему мнению, если книга к себе потянула.