Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

16 апреля 2023 г. 15:20

249

2.5 Спойлер Тоскливая судьба тявок

Текст отзыва — чистое «имхо» (с кошачьей предвзятостью) и игровой отчёт. Спойлеры.
Коть пришла за экспедицией и умилительным тандемом дамы в годах с тявкой. И получила эти данные составляющие истории, но рассказанные в абсолютно ином тоне. Впрочем, это можно было предугадать, беря в расчёт происхождение автора. Какая досада...

Книга переведена простым (разговорным) языком с частым применением ругани и упоминанием экскрементов (собаки, конечно, их обожают, но есть же рамки). Повествование ведётся от первого лица, причём рассказчиком выступает пёс Шлёпик, что, вероятно, должно объяснять вышеупомянутые минусы. Описания и диалоги получились неплохими (для собаки), но до конца этого «собачьего» восприятия мира всё-таки не хватило. Плюс в карму дают разве что удачная аудио-версия в исполнении Кирилла Радцига [8 ч], да симпатичная обложка.

/Задумчиво ворчит/

На самом деле, многое можно было бы простить и оставить книгу в разряде «тоскливых манипуляций над читателем». Но на мой вкус здесь и манипуляции вышли совершенно неприкрытыми (в некоторых эпизодах буквально капсом вписано «ТУТ НАДО СОПЕРЕЖИВАТЬ И ДУМАТЬ, ЧТО ВСЕ ЛЮДИ СВО...»), и техническая сторона не радует, и содержание сомнительно, а финал и вовсе можно обозначить неприятным словом «тлен». Впрочем, если автор ставил себе именно такую задачу (слёзодавильная книжулька о пёсике), то он достиг своей цели.

Если говорить откровенно, то больше всего меня опечалило использование норвежской полярной экспедиции 1910—1912 годов в качестве сюжетного хода. Собственно, я припёрлась именно для того, чтобы разузнать побольше об этой экспедиции: что, как, кем и когда, да при каких условиях. Но вот всё, что мне удалось узнать об этом географическом открытии из данного романа:

а) Руаль Амундсен был муд... нехорошим дядей с анальными проблемами, решившим использовать собак и как транспорт, и как источник пищи;
б) В его экспедиции был мудрый кок, божественно стряпавший всё из ничего;
в) Амундсен гнал на всех порах, поскольку соревновался с Робертом Скоттом (и в итоге победил);
г) Но люди больше больше помнят Скотта.

Да, это «уже кое что», но во многом использованы общеизвестные мелочи и делается упор именно на то, какие люди сво..., раз решили питаться собаками там, где больше ничего нет. Вот только, я считаю, что если уж делать значимое для твоей страны событие (думаю, это важно для норвежцев) куском вымышленной истории, то стоит попытаться вплести побольше интересностей и рассказать об этом подробнее. В рамках же данного романа «темой-изюминкой» могло выступить что угодно. Причём, возьми автор какую-нибудь кулинарную/алкогольную тематику, то она бы и смотрелась органичнее (ведь герои постоянно употребляют или едят/думают о еде), и не несла бы в себе разочарования для читателя. То есть, да, сейчас я сижу с браузером, в котором открыты две статьи Википедии (о Терре Нове и Третьем плавании «Фрама»), посвящённые гонке на Южном полюсе из-за этой книги. Но это связано лишь с тем, что мне стало любопытно, на какие интересности забил автор. И я бы получила намного больше удовольствия не от чтения этих статей в Вики, а если бы история экспедиции была мягко вплетена в диалоги фру Торкильдсен с Шёлепиком в полной мере, а не только ради «демонизации двуногих».

Но в романе целых три сотни страниц, а значит что-то там всё-таки должно было быть, верно? Да. В романе прекрасно отражается процесс «отъезжания крыши» на фоне горя от потери любимого человека, давления со стороны меркантильных родственников, старости и злоупотребления алкоголем. В какой-то момент я подумала, что книга окончилась, поскольку произошёл «трагический случай», на котором, имхо, и стоило бы завершить эту затянувшуюся историю. Однако автор решил, что смерти Майора в начале, и падения фру с лестницы недостаточно. Он счёт важным «дожать читателя» самым неприятным способом: дать Шлёпику надежду на нормальную жизнь и завершить всё поездкой в лес с лопатой и ружьём. Скотство какое-то, даже на мой кошачий взгляд.

Но самое обидное, что в истории нет двуногих, которые вызывали бы симпатию. С Шлёпика вроде бы ничего и не возьмёшь — тявка она и есть тявка. Но двуногие вроде как претендуют на что-то. Ан нет: унылое и проблемное второе поколение не вызывает интереса и описано откровенно шаблонно (у них даже имён нет, Карл, только клички, данные тявкой!); алкогольвица в главных ролях и где-то там эпизодически всплывает молодая библиотекарша, которая нужна... хм, а зачем она была нужна? Для контраста «старая/молодая«? Попытка для фру отвести душу в диалоге с реальным человеком, а не с собакой? Показать отсутствие «нормальной» связи между поколениями? В любом случае, всё это было очень и очень грустно, но настолько ненатурально и натянуто, что «та-самая-сова-на-глобусе» и то выглядит естественнее.

В общем, довольно своеобразная история. Но она может прийтись по душе, если:
• вам хочется чего-то, что будет пытаться выдавить из вас слёзы;
• вам захочется грустных историй с собаками;
• вы захотите погрузиться в отчаяние.

Вот тогда эта книга может всячески поспособствовать. То есть из серьёзных претензий я бы всё-таки назвала неприятный слог и пролёты с темой экспедиции. Всё остальное скорее несовпадение меня и автора в целях рассказывания истории, ведь как бы там ни было, а аудио-книга на двойном ускорении пролетела быстро.

свернуть

Итог: всё же я оставлю текст в нейтральной зоне, поскольку а) фанатам скандинавской литературы такое понравится; б) тема одиночества раскрыта в полной мере. Однако мне такие книги редко приходятся под настроение и скорее вызывают отторжение.

СиВ: 393. 5B. Зоопарк. Комфи (Зоопарк) [про экспедиции, от 296 стр.]