Больше рецензий

Jared

Эксперт

комнатный обыкновенный

10 февраля 2014 г. 17:31

649

2

Трансперсональная психология имеет множество тезисов и следствий настолько невероятных, что использовать и обыграть их в литературе художественной сам Абсолют велел. Но чтение этой книги обернулось полным разочарованием. Вместо глубоких чувств, которые можно менять как угодно и сколько угодно, бросая читателя из неописуемого восторга в самую глубину экзистенциальной тоски, сплошная интеллектуализация. Вместо катарсиса, вызванного постепенным мучительным и в итоге триумфальным изменением сознания, морализаторство в духе «берегите природу, мать вашу».

Переживания измененных состояний сознания не являются переживаниями здесь-и-сейчас, а скорее отчетами о переживаниях. (Более того, описанными точно также как в нехудожественных книгах Грофа). «Он испытал вину, потом невыносимое отчаяние, побывал Иисусом, всё». Само по себе словосочетание «невыносимое отчаяние» сильной реакции не вызывает. А вот если это отчаяние описывается в красках и со всеми подробностями некоторое количество страниц, им можно очень здорово проникнуться. Но здесь этого нет, увы. Напротив, герои безжизненны, типичны и являются просто функциями, носителями идей. Диалоги очень формальны и построены как «вопрос-ответ» или «аргумент-контраргумент», в зависимости от того, согласны персонажи друг с другом или нет. Выглядит так, как будто все друг другу читают лекции. Да и сам текст представляет из себя лекцию по трансперсональной психологии и смежным областям знания. Постоянные исторические и антропологические справки, разъяснения и отступления. Вот появилось слово «синхроничность» и сразу справка о значении и истории термина. В конце даже пересказывается сюжет «Тристана и Изольды» Вагнера.

Этическая составляющая книги, мягко говоря, странновата. Сторонник расширения сознания Тимоти Лири, при всей спорности его персоны, в своей книге Семь языков Бога сформулировал два очень правильных, на мой взгляд, этических принципа: не изменять сознание ближнего без его желания и не препятствовать ближнему, пожелавшему изменить сознание. Этика героев романа, видимо, внутренняя. Они делают то, что считают правильным, будучи более осознанными. И этих принципов они не разделяют, или разделяют в сугубо своем, недоступном читателю понимании. Даже если согласиться с тем, что без предупреждения изменить сознание десятку важных людей, чтобы избежать войны и уничтожить оружие, оправданно, то трансляция изменяющего сознание образа по всем экранам города/страны/планеты – сверхсомнительное предприятие. В итоге получается то же, что церковь делает сотни лет: манипулирование сознанием, с целью его улучшения. Только уровнем выше. И тогда все будут здоровы, радостны и благодарны, если повезет, то не также как в дивном новом мире .

Раньше я уже прочитал с упоением три книги Станислава Грофа по психологии. И эта книга – такая же. Сменились декорации и только. Чуть менее продуманная, чуть более назидательная и совсем не художественная. Книга, которая что-то объясняет, а не рассказывает.