Больше рецензий

lyrry

Эксперт

Много читаю, но мало пишу

8 февраля 2014 г. 19:15

2K

5

Это замечательная книга. А для учителя русского языка она и еще и полезная. Именно в ней я нашла ответы, казалось бы, на элементарные вопросы. Как преподаватель я работаю с учениками старшего возраста – от 12 и выше, даже пятиклассников считаю малышами. Но как у репетитора у меня есть ученики и помладше или, наоборот, работаю с взрослыми, которые решили учить русский язык. А репетитору идут, как правило, когда нужно подтянуться по предмету, и здесь сталкиваешься порой с очень запущенными случаями. И я, конечно, знаю, например, что такое род имён существительных, но эта тема изучается в начальной школе, то приходилось практически изобретать велосипед, чтобы объяснить ее ученику. А вот тут в доступной форме про это и написано. И ещё: во время чтения меня мучил и такой вопрос: почему я не знала о ней раньше? Когда я изучала методику в вузе, это была относительно новая книга, но преподаватель даже не упомянула о ней. А для молодого учителя – это хорошая помощь. Ведь фамилии на обложке говорят сами за себя. З.А. Потиха – автор «Школьного словаря строения слов русского языка», и неплохой книги по истории языка (Иванов В.В., Потиха З.А. «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе»). Розенталь Д.Э. – непререкаемый авторитет в области грамматики, т.е. как указано у Розенталя, так оно и должно быть в русском языке.
Книга разбита на главы в соответствии с разделами языка: «Фонетика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис». По стилю написания специалист легко определит: кем и какой раздел был написан. Материал подается по степени сложности, т.е. язык, которым рассказывается о фонетике и словообразовании, более прост, чем тот, который используется в разделах по морфологии и синтаксису. Ведь о первых двух областях языка говорят в 5 – 6 классах, т.е. когда лингвистическое образование только начинается. Да и морфология тоже написана по-разному. Об имени существительном рассказывается более доступным языком, чем, например, о служебных частях речи.
Эта книга не сухое изложение теоретического материала. Конечно, есть главы, в которых есть только сухие факты о языке, но их совсем не много. Есть главы, написанные в стиле «жанровых сцен» на тему «Сегодня на уроке». В них авторы на примерах показывают, как можно преподнести тему ученикам, какие привести примеры, какие вопросы могут возникнуть у ребят. Единственное, что мне не понравилось, так это нежелание учителя углубиться в историю языка. На любой вопрос, выходящий за рамки школьной программы, звучал подобный ответ: если вы захотите в дальнейшем стать филологами, то тогда об этом и узнаете. Мне кажется, что авторы могли бы и осветить такие моменты, т.к. филологами станут единицы, а интерес и любовь к русскому языку нужно воспитывать у всех учеников. Может быть, что те факты по истории языка, которые авторы в своей книге посчитали излишними, и вызвали бы интерес к предмету у какого-нибудь школьника. Но с другой стороны книга не является учебником, а всего лишь пособие для учителя, в котором авторы не сочли нужным включить исторические сведения, а оставили это на усмотрение преподавателя. Если он сочтет нужным, то такую информацию найдет сам и сообщит своим ученикам.
Если еще говорить о плюсах книги, то особо хочется отметить главы художественной направленности. В них собраны очерки, иллюстрирующие рассматриваемые языковые явления, которые показывают, как писатели раскрывают красоту языка в своих произведениях.
В целом, книга понравилась. Рада, что открыла ее для себя и буду пользоваться ее материалами в своей работе.

Прочитана в рамках игры "Долгая прогулка"