Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

12 апреля 2023 г. 11:23

401

5 Страдания под кисло-сладким соусом

Обычно книги Амели Нотомб меня тихо выбешивают, ну как тихо...во мне просыпается зверь, желающий крушить все на своем пути. Меня просто убивают жертвы и тираны (а в каждой книге Нотомб эти роли яркие, выпуклые, гротескные), потакающие им родственники, спасатели, которые на самом деле никого не могут спасти, замкнутый круг зависимых отношений и главное – открытое или скрытое упоительное, невообразимое наслаждение героев от положения угнетенного и невинного пострадавшего. Господи ты боже мой. Аж зубы сводит от злости. Слишком уж знакомы многие вещи, слишком уж сильно я осуждаю их в себе. Но на этот раз, читая автобиографичную книгу Нотомб «Страх и трепет», я не злилась. Я читала, узнавала в лицо отдельные чувства, переживания и волнения и мне было страшно. Мне было страшно от мысли, что в какой-то мере я похожа на главную героиню… Это ужасно.

История самоуничижения под маской равнодушия, возвышающее страдание, убожество духа, который мнит себя великим… «Страх и трепет» Амели Нотомб – короткая история о большом опыте.

Главная героиня получает работу в фирме своей мечты. И это не обычная фирма, а японская, героиня – иностранка, хорошо знающая японский язык и культуру, но все же европейка. Чужая, с чужим менталитетом, с западными ценностями. А на работе сплошной Восток, даже несмотря на то, что на дворе конец ХХ века, что традиции якобы ослабевают, а общество меняется, и типа глобализация и права женщин. Ха. Даже если ты свободно знаешь язык, ответственный, умный, упорный и исполнительный, эти качества не имеют никакого значения, главное здесь совсем другое – традиции, обычаи, иерархия и бюрократия. Так что главная героиня, конечно, получает работу своей мечты, да вот сколько она на ней сможет продержаться? Месяц, два, три? Или вовсе не выдержит? Сломается?

«Человеку, вынужденному заниматься унизительным для него делом, свойственно придумывать, как говорил Ницше, другой, спасительный мир, небесный или земной рай, в который он силится верить, чтобы обрести утешение. И чем гнуснее условия его существования, тем прекрасней придуманный им рай»

Главная героиня это сама Амели Нотомб, ее жизнь и ее история, за исключением незначительных мелочей, да и написана она от первого лица. Эта книга… Черт, как же трудно сейчас говорить. Будто комок в горле. Знаете, я прочла эту книгу в первых числах января, а кажется только что перевернула последнюю страницу. Эта книга не просто гимн страданиям, о нет, эта книга о том, как в страданиях и унижениях (буквальных, буквальнее не куда!) главная героиня "возвышается". Она подставляет другую щеку, она практически сама взбирается на крест и с улыбкой джокера подставляет запястья для гвоздей. Это не здоровая гордость, здесь нет ничего от нормального человеческого достоинства. Это страдания под кисло-сладким соусом. Безумие.

Меня пугало это безумие. Я видела свое отражение в этой истории. И мне очень хотелось отречься от этой свой стороны. Я знаю за собой эту херню. Вручить себя другому. Просить прощения, виниться, когда в глубине души веришь/надеешься, что ни в чем не виноват. Склонять голову и каяться, ставить в этот момент другого выше себя и ловить настоящий кайф от этого подчинения … черт.
Всё это неправильно. Прочитав и заглянув в бездну сумасшествия Амели Нотомб, это очевидно.

Литературное исполнение… Эта книга идеальный образец прозы Нотомб, если вы читали другие ее книги, то сразу узнаете ее стиль и слог. Мне понравились рассуждения и замечания по поводу традиций и деловой этики японцев, мне понравилась сюжетная линия отношений героини с ее начальницей. Вот эти сложные и запутанные взаимоотношения между двумя женщинами, в которых смешивается восхищение и зависть, непонимание и близость, ненависть за то, что другая знает твои слабые места… Ооох. Классно прописано. Очень точно.

Эта книга Нотомб была для меня другой. Она словно объяснила для меня все остальные сюжеты, все остальные истории писательницы. Я словно получила недостающий пазл в большой картине. Один из главных и центральных фрагментов, без которых невозможно понимание всего остального. "Метафизика труб", "Словарь имен собственных", "Косметика врага", "Гигиена убийцы", "Зимний путь", "Дневник Ласточки", "Антихриста" и "Серная кислота". Говорят, писать автобиографичные книги раз за разом плохо, нельзя опираться только на свой опыт. Но теперь я вижу корни травмы и понимаю, что переиначивание этого опыта, проживание его в тысячах чужих лиц и чужих историй – тоже часть собственной жизни, поиск альтернативных финалов, публичный суд и личное (не)осуждение, попытка добиться справедливость. Искусство здесь как оружие… Единственно доступное оружие для той девушки, которая осталась одна в туалете…

Это рецензия из моего жж