Больше рецензий

8 апреля 2023 г. 20:55

376

5

Конечно, я очарована Петербургом. Его каналами, мостами, дворами, лепниной на фасадах домов, скульптурами львов, Инженерным дворцом, Медным Всадником и соборами. Вообще-то до недавнего времени мое сердце всецело принадлежала Казанскому Собору, с его колоннадой и выходу к каналу Грибоедова (и, конечно, к «Зингеру»).
Но, прочитав этот роман, я поняла, что у меня теперь новый любимец – Исаакий.
«Собор» рассказывает нам прежде всего о человеке, который его спроектировал и строил на протяжении 40 лет. По иронии судьбы, этим «каменщиком» стал француз, Огюст Рикар де Монферран, который также совершенно случайно попал в Россию.
Выучившись на инженера во Франции, он участвовал в военной компании в 1813-1814 годах, был ранен и награжден Орденом Почетного Легиона. После окончания войны и проигрыша Франции, он понял, что для его таланта здесь развития не будет на долгие годы, поэтому он сначала передает альбом со своими работами императору Александру I, а после отправляется покорять Петербург, ибо было ему видение: величавый всадник в лавровом венке на медном коне, а за ним – прекрасный собор.
Оказавшись в Петербурге он поступает по рекомендации на работу чертежником, а потом, как бы у нас это сказали сейчас «выигрывает тендер» на перестройку часовни святого Исаакия.
В книге подробно описываются ключевые моменты жизни Монферрана в столице Российской Империи, которые неразрывно связаны с Собором.
Вообще, если верить книге, Огюст де Монферран был удивительным человеком, щедрым, добрым, сочувствующим, вспыльчивым, но отходчивым и очень требовательным к себе. Настоящим гением, который жил своим делом, недаром он умер примерно спустя месяц после того, как собор освятили (что породило немало слухов о его «сделке» с высшими силами, что он будет жить, пока идет строительство собора).
К сожалению, после смерти создатель не упокоился в склепе под собором, как он завещал, потому, что принадлежал к католической вере и государь не стал давать разрешения на погребение в православном храме (простите, идиотизм).
Вместе с телом архитектора в Париж уехала его вторая жена Элиза, о любви которой в книге тоже подробно написано: она из тех женщин, что живут «при гении», боготворя и подпитывая их талант.
Несмотря на свою увестистость (почти 800 страниц) книга читается очень легко, так как больше относится к художественной, чем к исторической.
И еще несколько интересных фактов о строительстве Собора:
- Все лики святых на фресках и в скульптурах – индивидуальны, моделями для них служили как сами рабочие, так простые прохожие с улицы, если они подходили по типажу;
- В храме для росписи стен была применена смальта, мозаика, так как из-за высокой влажности фрески, написанные красками, трескались и приходили в негодность;
- Монферран прожил в России больше 40 лет и считал себя русским, в споре с Императором, на тему, кого брать для росписи стен собора, Огюст произнес фразу «да наши русские не хуже итальянцев распишут»;
- Во время строительства Собора Петербyрг пережил одно из самых крyпных наводнений за свою историю и несколько эпидемий холеры, которyю тогда лечить не yмели;
- Александрийскую Колонну на Дворцовой площади также проектировал Монферран, ирония судьбы заключалась в том, что француз строил памятник победы Российской Империи над Францией;
- Кстати, Александрийская Колонна ничем не закреплена.

5/5

JulyFox

картинка KalokeriFox