Больше рецензий
8 апреля 2023 г. 13:43
965
0 Спойлер Переоценено.
РецензияЕдва ли мои ожидания были завышенными, но, увы, «Идиот» их совершенно не оправдал. Здесь нет глубокого психологизма Толстого. Многие поступки персонажей совершенно не оправданы и не объяснены. Это что-то на умбертоэковском: концепция открытого произведения, мол читатель сам за автора додумает. Я и додумала: на мой взгляд, Достоевский, в написании «Идиота» был более озабочен объёмом работы, нежели её содержанием. Те, кто читал, сейчас должны понять меня. Персонаж по имени Ипполит Терентьев никоим образом не влияет на сюжет, но его чахоточные страдания и бесполезные монологи занимают не один десяток страниц. Потом эти монологи зачем-то обмусоливаются другими персонажами ещё на неопределенном количестве страниц. И ладно бы персонаж что-то полезное или интересное ещё говорил! Но все его мысли вторичны и посредственны. В какой-то момент он решает покончить с собой (тут я заметно оживилась, предвкушая избавление от надоевшего комара, вечно жужжащего над ухом и пьющего кровь и без того слабого сюжета), но пистолет даёт осечку и ещё страниц 40 Достоевский обсуждает эту «драму» через уста своих героев. Зачем, Фёдор Михайлович? Зачем ты насилуешь своих читателей скучными персонажами, не влияющими на сюжет? Эта линия в произведении вызывает лишь унылое раздражение.
Если интересен сюжет, не тратьте время на 650 страниц не самого выразительного текста. Посмотрите лучше экранизацию Бортко с Мироновым. Режиссёр вырезал или сократил все ненужные сцены, но чётко передал суть произведения. А актерский гений Машкова, Басилашвили и прочих мэтров вдохнул жизнь в героев Достоевского.
Комментарии
"Обычный идиот" в каком смысле?
Напомню, что классическое определение идиотии это "самая глубокая степень умственной отсталости (олигофрении), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления: больные произносят лишь нечленораздельные звуки, как правило, не понимают смысла обращённой к ним речи, эмоциональные проявления элементарны, ограничены проявлением недовольства или удовольствия".
Вы такую идиотию имели в виду?
Странный, однако, совет в контексте данной рецензии. Отличие экранизации 2003 года от других экранизаций именно в том, что создатели картины сократили и вырезали гораздо меньше других, стараясь как можно более аккуратно следовать книге. Бортко действительно выкинул несколько сцен и сократил некоторые реплики, но во-первых, не факт, что это было по делу (в одном месте он точно существенно исказил содержание). Во-вторых, он всё равно почти весь роман перевел в текст сценария, так что особой экономии при просмотре вместо чтения нет. Ну, прослушаете вы не 650 страниц, а допустим 600 или даже 580, вам станет намного легче? Вряд ли. Всё одно, если для вас "Идиот" это бесполезные разговоры "ни рыба, ни мясо", а герои не трогают и их действия непонятны.
55 минут серия. Т.е. 3 часа просмотра в день на ненавистный роман - это ок, а 5 часов чтения - уже чересчур? Ок, действительно экономия. Правда, я читаю быстрее, но дело вкуса.
Почему сразу ненавистный? Я поставила книге 3 звезды. Ненависти здесь и следа нет. Идиот не вызвал у меня столь ярких эмоций. Я поставила цель познакомиться с Достоевским поближе. Это часть программы. Не более того.
Я не спорю о ваших вкусах. Тем более, что о них я все равно ничего знаю. Вы их не описали. Захотел бы, не смог о них ничего сказать )
Меня удивило другое - то, что вы рекомендуете сериал, который не намного короче книги и который о том же самом, что и книга. Если кому-то не нравятся сюжет и герои романа, почему ему должна понравиться довольно подробная экранизация, самая подробная, из всех известных?
У вас есть полное право относиться к Достоевскому без пиетета и вы не обязаны вникать в содержание его романов и разбираться в мотивах поведения его героев. Это свойственно многим, но в отличие от вас, многие боятся об этом прямо сказать. Вы также вольны ничего не смыслить в химии мозга или в квантовой механике и можете в них даже не верить, не объясняя почему.
Но рекомендовать читателям подробную экранизацию книги, которая вам не зашла, как минимум не логично )
Я просто указал на смысловые противоречия вашей рецензии. У вас часть А вашего постинга входит в очевидный конфликт с частью Б.
А то, что вам что-то не нравится в каком-то произведении и вы не хотите об этом серьезно рассуждать еще раз, ничему не противоречит и не делает вас ни лучше, ни хуже в глазах неизвестных вам читателей.
Я не отношусь к таким людям, но в вашем случае это так - вы произведение в самом деле не поняли. Для подобного вывода достаточно вашей характеристики Мышкина "обычный душевнобольной идиот". К главному герою "Идиота" можно относиться по-разному, но обычным идиотом он точно не был, что бы вы в это словосочетание не вкладывали.
Можно и нужно.
Мой опыт общения с теми, кто пишет категорические, но слабые рецензии, говорит не в пользу обсуждений. Тем более, что вы подтвердили мои опасения, заявив мне, что "о вкусах не спорят". Но я действительно много знаю о предмете. Это результат работы над текстом и над источниками.
Опять нет. Роман вы не поняли, но это не повод смотреть на вас свысока. Может быть вы в чем-то другом компетентны и успешны.
Впрочем тот факт, что вы отвечаете, хоть и невпопад, говорит скорее в вашу пользу :) Если у вас есть какой-нибудь вопрос по роману - что-то, что вы не поняли или подозреваете, что не поняли, я готов с вами обсудить. Спросите, дайте нам тему для обсуждения. Сам я без подсказки о ваших вкусах с вами спорить не буду.
Далее. Раскройте мне, пожалуйста, персонажа Настасьи Филипповны? Я понимаю, что нам пытались показать травмированную женщину, которую сгубили ошибки юности. Но! Зачем был этот пассаж с Аглаей? Зачем было мучать несчастного Мышкина, чтобы, в итоге, сбежать от него? Любила ли она Рогожина? Кстати, его персонаж мне нравился больше всех. Его эмоции я смогла понять и прочувствовать. Ей-Богу, я бы и сама её убила. Мне вообще не очень была ясна эта суета вокруг одной женщины. Да, красивая. Очень красивая. Но неужели этого достаточно, чтобы столько мужчин прощали ей её низкий эмоциональный интеллект и истеричные выходки?
Ипполит - неизлечимо больной юноша, который воспринимает природу и жизнь вообще как агрессивную, бесчеловечную, подавляющую машину (его сон с насекомым - метафора). В чем-то он прав и это его озлобляет. Но нужно ли так относиться к миру, не будет ли более правильным смирение, которое пропагандирует князь Мышкин? И нужно ли однозначно осуждать Ипполита? В нем есть и добрые черты. Персонаж спорный и на мой взгляд автор не дает окончательных ответов, а скорее поднимает проблему.
Вы сталкивались с тяжелобольными людьми? Если да, вы знаете, какой у них бывает скверный характер и как часто, несмотря на жалость к ним, они вызывают раздражение друзей и близких. Последнее, впрочем, может быть верно и в том случае, когда такие люди фактически беззлобны (об этом писал Кафка в "Превращении").
Навеяно, в том числе, перепиской Достоевского с одним студентом, который рассуждал на подобные темы.
На сюжет он влияет буквально. Например, он интригует против князя и Настасьи Филипповны и настраивает против них Аглаю. Кроме того он дает повод для философских рассуждений (см. выше).
На мой вкус линия Ипполита, как и генерала Иволгина, несколько затянута. Мне намного больше нравится основные персонажи (Мышкин, Настасья Филипповна, Рогожин и Аглая) и всё, что с ними связано. Но есть и другая точка зрения.
У этих героев другая роль. Келлер по сути беззлобный человек и Мышкин перетягивает его на свою сторону. Лебедев интригует в разные стороны, но он тоже не злодей. Если помните, Лебедев крадет у своей дочери для Мышкина письмо, которое Аглая хотела отправить Настасье Филипповне, потому что умный и понимает, какая от этого исходит опасность. Решись князь вскрыть письмо, он бы мог предотвратить встречу соперниц. Но это был бы уже не Мышкин.
Злодей здесь именно Ипполит и это объясняется и оправдывается (или нет?) его болезнью.
Как минимум история о Наполеоне, которую рассказывает генерал Иволгин, на мой взгляд затянута.
Да, она психически травмирована, это медицинский факт (современный диагноз КПТСР), поэтому воспринимает чужие ошибки как свои. Это обычное следствие такого рода детской (подростковой) травмы, как и сильно заниженная самооценка. При этом она умна от природы, хорошо образована и у нее сильный характер, из-за чего она не может примириться с судьбой. Она многое понимает правильно, лучше князя, но многое и не понимает из того, что понимает князь. Прежде всего она не может понять и "простить" саму себя. Мышкин с первого дня знакомства говорит ей, что она не виновна в своем растлении. По нынешним стандартам это банальное утверждение, именно так бы с ней и работали психотерапевты-травматологи, в которых она нуждалась. Но в 19 веке в светском обществе говорить об этом вслух было моветоном, хотя некоторые думали так же. Это мог себе позволить князь Мышкин, который был выше предрассудков и денежных расчетов.
Я считаю, что нет. Настасья Филипповна любила только Мышкина. Это наиболее распространенная точка зрения.
Какой именно пассаж? Переписка с Аглаей, где она уговаривала ее выйти за князя замуж или сцена при личной встрече в Павловске? Последний, как впрочем и первый "пассажи" были следствием сочетания рациональных и иррациональных причин.
Умом Настасья Филипповна понимала, что станет обузой для князя, если он на ней женится. В частности потому, что для него закроются двери во многие дома, а Мышкин хотел со всеми дружить и со всеми рассуждать о жизни. Для Мышкина социальная депривация была бы объективно сильным ударом.
С другой стороны она его любит и хочет быть с ним, потому что с ним хорошо и только князь видит ее светлую сторону.
Иррационально Настасья Филипповна сама считает себя внутри "падшей" женщиной и ограждает от себя непорочного, чистого Мышкина. Последнее субъективно, это следствие травмы и это нужно лечить, что Мышкин и делал с переменным успехом, но в основном с этой задачей не справился (что в общем не должно удивлять).
Встреча с Аглаей произошла исключительно по инициативе Аглаи. С нее и надо в первую очередь спрашивать. Что, впрочем, не имеет большого смысла, потому что она совсем юная девушка, неопытная и сильно ревнует (и, пожалуй, не без оснований).
Например, ваша фраза "обычный душевнобольной идиот" о Мышкине строго говорила о непонимании персонажа. Об остальных героях вы в тот момент явно не высказывались (кроме Ипполита - о том, что его линию можно было совсем исключить).
Всем. Интересными и сложными героями. Сложными вопросами, на которые в основном я не знаю ответов. Глубоким пониманием пограничных черт психики, которое превосходило на два порядка современные автору образцы. Это признавали психологи и психиатры, читавшие Достоевского в разные годы. Некоторые наблюдения писателя стало возможным интерпретировать только сейчас, в последние десятилетия.
Я поняла вашу позицию, спасибо за мнение. Видимо, мне не откликнулись психологические проблемы героев. Я не увидела и глубины их чувств. На мой взгляд, Достоевский не проникает под кожу. Но благодарна за то, что объяснили свой взгляд. Сейчас читаю «Бесов». Мнение пока формирую.
И хоть вы постоянно пассивно агрессируете и обесцениваете (или не понимаете) слова собеседника, всё же спасибо за приятную беседу. Она мне объяснила, чем «Идиот» может нравиться.
Я бы не назвал это дебатами.
Нет. Но я честно вам сказал, что не вижу в ваших словах понимания книги. Что она могла не зацепить я верю, бывает.
Наверное, вы догадывались об этом факте и без меня :) Всё-таки у романа более чем 150-летняя история и, видимо, не все к нему относились одинаково безразлично или плохо. По крайней мере я бы на вашем месте это предположил, даже не читая книгу.
Нет, не понимаю. Нет даже рабочей гипотезы, что бы это могло значить. Но на всякий случай, чтобы вы не говорили, будто я обесцениваю ваши слова и смотрю на вас свысока: я считаю эти ваши слова, как и другие ваши слова ценными и исхожу из того, что в жизни вы интересная, образованная, умная личность и отличный профессионал в своей области. У меня и мысли не было доказывать вам, что я лучше вас :)
Настасья Филипповна не настолько озлоблена, как Ипполит, но и доброй в некоторые моменты ее жизни и с некоторыми людьми (прежде всего с Рогожиным) ее тоже назвать нельзя. Это ее сближает с Ипполитом. Они оба больны и обижены, каждый по своему. С ними обоими поступили несправедливо - Ипполита незаслуженно "наказала" природа, Настасью Филипповну - общество. Оба персонажа отказываются от смирения, но они оба способны на благородные поступки.
На благородные поступки способен и Рогожин. Он тоже нездоров и психически нестабилен, но у него другие проблемы и другой диагноз.