Больше рецензий

8 апреля 2023 г. 13:43

965

0 Спойлер Переоценено.

Едва ли мои ожидания были завышенными, но, увы, «Идиот» их совершенно не оправдал. Здесь нет глубокого психологизма Толстого. Многие поступки персонажей совершенно не оправданы и не объяснены. Это что-то на умбертоэковском: концепция открытого произведения, мол читатель сам за автора додумает. Я и додумала: на мой взгляд, Достоевский, в написании «Идиота» был более озабочен объёмом работы, нежели её содержанием. Те, кто читал, сейчас должны понять меня. Персонаж по имени Ипполит Терентьев никоим образом не влияет на сюжет, но его чахоточные страдания и бесполезные монологи занимают не один десяток страниц. Потом эти монологи зачем-то обмусоливаются другими персонажами ещё на неопределенном количестве страниц. И ладно бы персонаж что-то полезное или интересное ещё говорил! Но все его мысли вторичны и посредственны. В какой-то момент он решает покончить с собой (тут я заметно оживилась, предвкушая избавление от надоевшего комара, вечно жужжащего над ухом и пьющего кровь и без того слабого сюжета), но пистолет даёт осечку и ещё страниц 40 Достоевский обсуждает эту «драму» через уста своих героев. Зачем, Фёдор Михайлович? Зачем ты насилуешь своих читателей скучными персонажами, не влияющими на сюжет? Эта линия в произведении вызывает лишь унылое раздражение. 


Основной сюжет спойлерить не буду, но от себя дам такую рецензию: ни рыба, ни мясо. Вместо конкретных действий одни разговоры вокруг да около, где по факту ничего не меняется. Главный герой — действительно обычный душевнобольной идиот, хотя с первых глав заявляется чуть ли не как ипостась Иисуса. Достоевский хотел написать роман о хорошем человеке (как он сам делился в своих дневниках), а получился опус об инфантильном кретине, пытающимся угодить всем и сразу. Но, как известно, друг всем — это друг никому. 

Если интересен сюжет, не тратьте время на 650 страниц не самого выразительного текста. Посмотрите лучше экранизацию Бортко с Мироновым. Режиссёр вырезал или сократил все ненужные сцены, но чётко передал суть произведения. А актерский гений Машкова, Басилашвили и прочих мэтров вдохнул жизнь в героев Достоевского.


P. S.: поставила 3 звезды, но отображается, как 0. Это ошибка приложения. Право, я не настолько строга к Фёдору Михайловичу.

Комментарии


Главный герой — действительно обычный душевнобольной идиот

"Обычный идиот" в каком смысле?

Напомню, что классическое определение идиотии это "самая глубокая степень умственной отсталости (олигофрении), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления: больные произносят лишь нечленораздельные звуки, как правило, не понимают смысла обращённой к ним речи, эмоциональные проявления элементарны, ограничены проявлением недовольства или удовольствия".

Вы такую идиотию имели в виду?

Посмотрите лучше экранизацию Бортко с Мироновым. Режиссёр вырезал или сократил все ненужные сцены

Странный, однако, совет в контексте данной рецензии. Отличие экранизации 2003 года от других экранизаций именно в том, что создатели картины сократили и вырезали гораздо меньше других, стараясь как можно более аккуратно следовать книге. Бортко действительно выкинул несколько сцен и сократил некоторые реплики, но во-первых, не факт, что это было по делу (в одном месте он точно существенно исказил содержание). Во-вторых, он всё равно почти весь роман перевел в текст сценария, так что особой экономии при просмотре вместо чтения нет. Ну, прослушаете вы не 650 страниц, а допустим 600 или даже 580, вам станет намного легче? Вряд ли. Всё одно, если для вас "Идиот" это бесполезные разговоры "ни рыба, ни мясо", а герои не трогают и их действия непонятны.


Обычный идиот не в медицинском смысле, а в обывательском. Можно, конечно, слова употреблять исключительно в энциклопедическом контексте, но порой мы их используем и в разговорном стиле. В его рамках «идиот» — глупый человек. Такое определение тоже встречается.
Далее. Бортко я порекомендовала именно потому, что, как мне показалось, экранизация вышла ярче книги. За счёт игры актеров, в первую очередь. Можно, конечно, ещё японскую экранизацию Куросавы глянуть, если фабула так уж близка. Бортко, в любом случае, быстрее пойдёт, чем чтение. 3 вечера вполне хватит для просмотра 10 серий по 45 минут без титров. Чтение же займёт, минимум, неделю. Если, конечно, не сидеть по 5 часов за книгой. Едва ли Достоевский так затягивает. Не надо забывать, что с 1860-х издательства платили постранично, а Фёдор Михайлович жил в крайней бедности. Чтобы заработать больше, он писал часто не на содержание, а на объём. «Идиот» в этом плане очень показателен. 

55 минут серия. Т.е. 3 часа просмотра в день на ненавистный роман - это ок, а 5 часов чтения - уже чересчур? Ок, действительно экономия. Правда, я читаю быстрее, но дело вкуса.


Серия 48-50 минут. Там ещё титры, которые можно промотать. Я смотрела его недавно, поэтому, видимо, осведомлена лучше. Насчет скорости чтения я бы поспорила. Со мной здесь сложно соперничать. Но, знаете ли, помимо чтения в жизни есть ещё учёба, работа, семья и прочие приятные хлопоты. 
Почему сразу ненавистный? Я поставила книге 3 звезды. Ненависти здесь и следа нет. Идиот не вызвал у меня столь ярких эмоций. Я поставила цель познакомиться с Достоевским поближе. Это часть программы. Не более того.

5 часов - приблизительная цифра, основанная на примерной оценке скорости чтения среднестатистического человека. Как правило, люди ещё медленнее и меньше читают. Если вы не в их числе, поздравляю! Но не стоит судить по себе. И, если вам близко творчество Достоевского, это не значит, что оно должно быть близко всем. Прошу понять и простить. О вкусах не спорят. 

Я не спорю о ваших вкусах. Тем более, что о них я все равно ничего знаю. Вы их не описали. Захотел бы, не смог о них ничего сказать )

Меня удивило другое - то, что вы рекомендуете сериал, который не намного короче книги и который о том же самом, что и книга. Если кому-то не нравятся сюжет и герои романа, почему ему должна понравиться довольно подробная экранизация, самая подробная, из всех известных?


Я уже отметила, что игра Машкова, Миронова, Басилашвили, Чуриков раскрыли для меня персонажей по-новому. Они гении своего дела. Сюжет действительно не самый выразительный. Если вы мне раскроете какие-то потайные контексты, которые ускользнули от меня и откроете замысел автора по-новому, буду премного благодарна. Я открыта для дискуссии и легко меняю свое мнение, если возникают новые обстоятельства. 

У вас есть полное право относиться к Достоевскому без пиетета и вы не обязаны вникать в содержание его романов и разбираться в мотивах поведения его героев. Это свойственно многим, но в отличие от вас, многие боятся об этом прямо сказать. Вы также вольны ничего не смыслить в химии мозга или в квантовой механике и можете в них даже не верить, не объясняя почему.

Но рекомендовать читателям подробную экранизацию книги, которая вам не зашла, как минимум не логично )

Я просто указал на смысловые противоречия вашей рецензии. У вас часть А вашего постинга входит в очевидный конфликт с частью Б.

А то, что вам что-то не нравится в каком-то произведении и вы не хотите об этом серьезно рассуждать еще раз, ничему не противоречит и не делает вас ни лучше, ни хуже в глазах неизвестных вам читателей.


Я смотрю, вы любите голословные заявления. И относитесь к тем людям, которые полагают, что Раз человеку не понравилось произведение, значит, он его не понял. Вы не из тех, кто ставит под сомнение установленные догмы. Раз Достоевский - гений, то критиковать его нельзя. 
с чего вы взяли, что я не готова обсуждать? Вы обсуждение начали? Прицепились к рекомендации просмотра экранизации и никак отлипнуть от неё не можете. Столько сообщений уже написали, но ни в одном нет ни капли конструктива или попытки разъяснить мне то, что я якобы не поняла. Одни лишь попытки взглянуть свысока на человека, о котором вы ничего не знаете. 
Противоречий в логике не вижу. Я часто смотрела или читала в своей жизни что-то, что мне не нравилось. Но я понимала, что этого пробела в моем культурном образовании быть не должно. Что-то задавали в университете, школе. Поэтому почему нет? Ваша бинарная логика слишком ограничивает: либо так, либо сяк. И никак иначе. 

И относитесь к тем людям, которые полагают, что Раз человеку не понравилось произведение, значит, он его не понял.

Я не отношусь к таким людям, но в вашем случае это так - вы произведение в самом деле не поняли. Для подобного вывода достаточно вашей характеристики Мышкина "обычный душевнобольной идиот". К главному герою "Идиота" можно относиться по-разному, но обычным идиотом он точно не был, что бы вы в это словосочетание не вкладывали.

Раз Достоевский - гений, то критиковать его нельзя.

Можно и нужно.

с чего вы взяли, что я не готова обсуждать? Вы обсуждение начали?

Мой опыт общения с теми, кто пишет категорические, но слабые рецензии, говорит не в пользу обсуждений. Тем более, что вы подтвердили мои опасения, заявив мне, что "о вкусах не спорят". Но я действительно много знаю о предмете. Это результат работы над текстом и над источниками.

Одни лишь попытки взглянуть свысока на человека, о котором вы ничего не знаете.

Опять нет. Роман вы не поняли, но это не повод смотреть на вас свысока. Может быть вы в чем-то другом компетентны и успешны.


Вы продолжаете сыпать оценочными суждениями, но глубокого разбора Идиота я так и не увидела. Ваши комментарии сильными я бы тоже не назвала, так что мы с вами - квиты. 

Неудачный опыт общения с другими людьми не гарантирует того, что и со мной выйдет так же. Вы мне тут что-то о правилах логики говорили. Так пример не является доказательством тезиса. Итак, ваши аргументы в студию. 

Впрочем тот факт, что вы отвечаете, хоть и невпопад, говорит скорее в вашу пользу :) Если у вас есть какой-нибудь вопрос по роману - что-то, что вы не поняли или подозреваете, что не поняли, я готов с вами обсудить. Спросите, дайте нам тему для обсуждения. Сам я без подсказки о ваших вкусах с вами спорить не буду.


«Невпопад» улыбнуло. Никак вам не удается уважение к собеседнику сохранять. Откуда это неуместное высокомерие?)
Хорошо. У меня есть вопросы. Начнём с Ипполита Терентьева. Объясните мне, пожалуйста, в чем ценность данного персонажа? Зачем было вводить его? Как он влияет на сюжет? И сильно бы он пострадал, если вырезать все сцены с ним? Признаюсь, он меня изрядно утомил своими пресными измышлениями. 
Далее. Раскройте мне, пожалуйста, персонажа Настасьи Филипповны? Я понимаю, что нам пытались показать травмированную женщину, которую сгубили ошибки юности. Но! Зачем был этот пассаж с Аглаей? Зачем было мучать несчастного Мышкина, чтобы, в итоге, сбежать от него? Любила ли она Рогожина? Кстати, его персонаж мне нравился больше всех. Его эмоции я смогла понять и прочувствовать. Ей-Богу, я бы и сама её убила. Мне вообще не очень была ясна эта суета вокруг одной женщины. Да, красивая. Очень красивая. Но неужели этого достаточно, чтобы столько мужчин прощали ей её низкий эмоциональный интеллект и истеричные выходки?

По поводу Мышкина. Я догадалась, что Достоевский пытался показать сюжет, где обыденный мир, не понимая «другого» взгляда на мир, принимает обладателя этого взгляда за идиота. Но, как мне кажется, гораздо интереснее и глубже эту мысль развил Набоков в «Приглашении на казнь». Вот там действительно последний художник, видящий мир как метафору, обречен быть не понятым остальным миром. 
Мышкин хоть и добрый малый, но, как мне показалось, с Аглаей он поступил подло. Что заставило задуматься о том «а так уж ли он добр?». Или мы списываем любые ошибки на болезнь? Но эпилепсия несильно влияет на интеллектуальные способности. Я лично знаю нескольких эпилептиков, они абсолютно здоровые ментально люди. Никак не идиоты. Меня ещё смутило это смешение. Читая роман, можно решить, что эпилепсия вызывает слабость ума. Но это же не так! 

Объясните мне, пожалуйста, в чем ценность данного персонажа?

Ипполит - неизлечимо больной юноша, который воспринимает природу и жизнь вообще как агрессивную, бесчеловечную, подавляющую машину (его сон с насекомым - метафора). В чем-то он прав и это его озлобляет. Но нужно ли так относиться к миру, не будет ли более правильным смирение, которое пропагандирует князь Мышкин? И нужно ли однозначно осуждать Ипполита? В нем есть и добрые черты. Персонаж спорный и на мой взгляд автор не дает окончательных ответов, а скорее поднимает проблему.

Вы сталкивались с тяжелобольными людьми? Если да, вы знаете, какой у них бывает скверный характер и как часто, несмотря на жалость к ним, они вызывают раздражение друзей и близких. Последнее, впрочем, может быть верно и в том случае, когда такие люди фактически беззлобны (об этом писал Кафка в "Превращении").

Навеяно, в том числе, перепиской Достоевского с одним студентом, который рассуждал на подобные темы.

Как он влияет на сюжет? И сильно бы он пострадал, если вырезать все сцены с ним?

На сюжет он влияет буквально. Например, он интригует против князя и Настасьи Филипповны и настраивает против них Аглаю. Кроме того он дает повод для философских рассуждений (см. выше).

Признаюсь, он меня изрядно утомил своими пресными измышлениями.

На мой вкус линия Ипполита, как и генерала Иволгина, несколько затянута. Мне намного больше нравится основные персонажи (Мышкин, Настасья Филипповна, Рогожин и Аглая) и всё, что с ними связано. Но есть и другая точка зрения.


Иволгин хотя бы забавный. Эти его россказни про служение у Наполеона меня повеселили. Да и постоянные враки про то, как он всех молодых людей на ручках держал тоже радовали.
Лебедев вполне мог интриговать вместо Терентьева, как по мне. Или какой-нибудь Келлер. Да кто угодно мог. Я не могу избавиться от ощущения, что Достоевский расписывал его ради гонорара. Я не чужда философским размышлениям, но ни на какие новые мысли меня персонаж Терентьева и всё, что с ним связано, увы, не натолкнули. 

Лебедев вполне мог интриговать вместо Терентьева, как по мне. Или какой-нибудь Келлер.

У этих героев другая роль. Келлер по сути беззлобный человек и Мышкин перетягивает его на свою сторону. Лебедев интригует в разные стороны, но он тоже не злодей. Если помните, Лебедев крадет у своей дочери для Мышкина письмо, которое Аглая хотела отправить Настасье Филипповне, потому что умный и понимает, какая от этого исходит опасность. Решись князь вскрыть письмо, он бы мог предотвратить встречу соперниц. Но это был бы уже не Мышкин.

Злодей здесь именно Ипполит и это объясняется и оправдывается (или нет?) его болезнью.

Как минимум история о Наполеоне, которую рассказывает генерал Иволгин, на мой взгляд затянута.


Затянута, спору нет. Но меня это не так смутило, как затянутая исповедь Терентьева. Какой-то совершенно посторонний человек, который почему-то начал докучать всем своими разговорами, письмами. Кто он вообще такой, что начал писать Аглае? Почему его все брали к себе жить? Он же всего лишь был в компании того лжесына Павлищева. Мне не понравилось, что его так грубо и неоправданно, на мой взгляд, втиснули в сюжет, который без него был бы намного лаконичнее и лучше. 

Я понимаю, что нам пытались показать травмированную женщину, которую сгубили ошибки юности.

Да, она психически травмирована, это медицинский факт (современный диагноз КПТСР), поэтому воспринимает чужие ошибки как свои. Это обычное следствие такого рода детской (подростковой) травмы, как и сильно заниженная самооценка. При этом она умна от природы, хорошо образована и у нее сильный характер, из-за чего она не может примириться с судьбой. Она многое понимает правильно, лучше князя, но многое и не понимает из того, что понимает князь. Прежде всего она не может понять и "простить" саму себя. Мышкин с первого дня знакомства говорит ей, что она не виновна в своем растлении. По нынешним стандартам это банальное утверждение, именно так бы с ней и работали психотерапевты-травматологи, в которых она нуждалась. Но в 19 веке в светском обществе говорить об этом вслух было моветоном, хотя некоторые думали так же. Это мог себе позволить князь Мышкин, который был выше предрассудков и денежных расчетов.

Любила ли она Рогожина?

Я считаю, что нет. Настасья Филипповна любила только Мышкина. Это наиболее распространенная точка зрения.


Если она его любила, зачем был весь этот цирк с Аглаей? Или мы всё списываем на эмоциональную нестабильность? 

Зачем был этот пассаж с Аглаей? Зачем было мучать несчастного Мышкина, чтобы, в итоге, сбежать от него?

Какой именно пассаж? Переписка с Аглаей, где она уговаривала ее выйти за князя замуж или сцена при личной встрече в Павловске? Последний, как впрочем и первый "пассажи" были следствием сочетания рациональных и иррациональных причин.

Умом Настасья Филипповна понимала, что станет обузой для князя, если он на ней женится. В частности потому, что для него закроются двери во многие дома, а Мышкин хотел со всеми дружить и со всеми рассуждать о жизни. Для Мышкина социальная депривация была бы объективно сильным ударом.

С другой стороны она его любит и хочет быть с ним, потому что с ним хорошо и только князь видит ее светлую сторону.

Иррационально Настасья Филипповна сама считает себя внутри "падшей" женщиной и ограждает от себя непорочного, чистого Мышкина. Последнее субъективно, это следствие травмы и это нужно лечить, что Мышкин и делал с переменным успехом, но в основном с этой задачей не справился (что в общем не должно удивлять).


Слово «пассаж» может использоваться, как описание внезапного и неприятного случая. Именно таким и стала для меня как переписка с Аглаей, так и дальнейшая встреча с ней. 
Для меня не стало новостью, что в Н.Ф. Боролись два начала: ум и сердце. Я думаю, мне не понравилось это произведение, так как мотивы и действия героев не нашли умения эмоционального отклика. Я всё же не согласна с вашей оценкой, что я чего-то не поняла. Я поняла. Америку вы мне не открыли. Ответьте на последний вопрос: почему вы поставили 5 идиоту? Чем вас зацепило это произведение? 

Именно таким и стала для меня как переписка с Аглаей, так и дальнейшая встреча с ней.

Встреча с Аглаей произошла исключительно по инициативе Аглаи. С нее и надо в первую очередь спрашивать. Что, впрочем, не имеет большого смысла, потому что она совсем юная девушка, неопытная и сильно ревнует (и, пожалуй, не без оснований).

Я всё же не согласна с вашей оценкой, что я чего-то не поняла.

Например, ваша фраза "обычный душевнобольной идиот" о Мышкине строго говорила о непонимании персонажа. Об остальных героях вы в тот момент явно не высказывались (кроме Ипполита - о том, что его линию можно было совсем исключить).

Ответьте на последний вопрос: почему вы поставили 5 идиоту? Чем вас зацепило это произведение?

Всем. Интересными и сложными героями. Сложными вопросами, на которые в основном я не знаю ответов. Глубоким пониманием пограничных черт психики, которое превосходило на два порядка современные автору образцы. Это признавали психологи и психиатры, читавшие Достоевского в разные годы. Некоторые наблюдения писателя стало возможным интерпретировать только сейчас, в последние десятилетия.


Я действительно бываю категорична в своих высказываниях. Меня огорчил столь предсказуемый финал сюжетной линии Мышкина. Видимо, я надеялась на иное развитие сюжета, что уже, конечно же, мои проблемы. Из-за того, что книга не особо сильно зацепила, я и не сидела долго над рецензией. Написала в порыве чувств, даже не думая, что это кого-либо спровоцирует на дебаты. Вы первый, кто прокомментировал мою рецензию.
Я поняла вашу позицию, спасибо за мнение. Видимо, мне не откликнулись психологические проблемы героев. Я не увидела и глубины их чувств. На мой взгляд, Достоевский не проникает под кожу. Но благодарна за то, что объяснили свой взгляд. Сейчас читаю «Бесов». Мнение пока формирую. 
И хоть вы постоянно пассивно агрессируете и обесцениваете (или не понимаете) слова собеседника, всё же спасибо за приятную беседу. Она мне объяснила, чем «Идиот» может нравиться. 


Написала в порыве чувств, даже не думая, что это кого-либо спровоцирует на дебаты.

Я бы не назвал это дебатами.

И хоть вы постоянно пассивно агрессируете и обесцениваете (или не понимаете) слова собеседника

Нет. Но я честно вам сказал, что не вижу в ваших словах понимания книги. Что она могла не зацепить я верю, бывает.

Она мне объяснила, чем «Идиот» может нравиться.

Наверное, вы догадывались об этом факте и без меня :) Всё-таки у романа более чем 150-летняя история и, видимо, не все к нему относились одинаково безразлично или плохо. По крайней мере я бы на вашем месте это предположил, даже не читая книгу.


Почему вы всё время цепляетесь к словам? Дебаты — это публичный обмен мыслями. Конечно, комментарии под никому не нужной рецензии на livelib едва ли тянут на что-то значительное, но они всё же могут быть формой дебатов. В нашем случае, весьма душных. Если вы понимаете, о чём я :)


*рецензией

Провела фактчекинг, на всякий случай. В дебатах пытаются убедить не друг друга, а третью сторону. В нашем случае это могут быть люди, которые почему-то решили прочесть всю эту переписку, так как она всё же в публичном доступе. Я лично вас переубеждать не хотела. Вы меня, я думаю, тоже. Потому что, в итоге, как ни крути сталкиваются вкусы. Вам показалось, что я не поняла произведение. Я попыталась показать, что это не так. Вышло или нет, судить не мне. 

В нашем случае, весьма душных. Если вы понимаете, о чём я :)

Нет, не понимаю. Нет даже рабочей гипотезы, что бы это могло значить. Но на всякий случай, чтобы вы не говорили, будто я обесцениваю ваши слова и смотрю на вас свысока: я считаю эти ваши слова, как и другие ваши слова ценными и исхожу из того, что в жизни вы интересная, образованная, умная личность и отличный профессионал в своей области. У меня и мысли не было доказывать вам, что я лучше вас :)


И хоть звучит немного наигранно, но спасибо: успокоили разволновавшуюся девушку. А то я уже совсем веру в свои знания потеряла, пока здесь с вами беседовала )

Настасья Филипповна не настолько озлоблена, как Ипполит, но и доброй в некоторые моменты ее жизни и с некоторыми людьми (прежде всего с Рогожиным) ее тоже назвать нельзя. Это ее сближает с Ипполитом. Они оба больны и обижены, каждый по своему. С ними обоими поступили несправедливо - Ипполита незаслуженно "наказала" природа, Настасью Филипповну - общество. Оба персонажа отказываются от смирения, но они оба способны на благородные поступки.

На благородные поступки способен и Рогожин. Он тоже нездоров и психически нестабилен, но у него другие проблемы и другой диагноз.