Больше рецензий

gROMilA_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2014 г. 15:10

493

4.5

Это будет излишне хвалебный отзыв с одним «НО». Но на это «Но» я с удовольствием закрою…глаза (хотя в рифму подходит «окно»).
Итак, почему эта книжка очень крутая?
1. Одна из моих любимых тем: самая обычная современная американская школа. Самые обычные пятиклассники, со стандартным отношением к школе: скука, неинтересно, иногда страшно и неуютно. Но тут приходит новый молодой учитель мистер Террапт и ребята до этого вроде как и не жили.
2. Структура. Книга разбита на главки, авторство которых принадлежит семи ученикам мистера Торрепта. По форме это похоже на свидетельские показания, по содержанию - на сочинение «Как я учился в пятом классе». В итоге всю историю мы видим через семь пар глаз. Я бы это сравнил с оркестром, играющим музыкальное произведение. Именно музыкальное, а не литературное. В книге автор может позволить себе уйти немного в сторону, ему хочется и по одному поводу высказаться и по другому. Композитору сложнее, у него не могут скрипки играть про одно, а трубы про другое. Семь учеников – семь солистов, каждый ведет свою партию в единой теме «Всё из-за мистера Террапта».
3. Интонация. С одной стороны, она по-детски искренняя, не отягощенная взрослыми рефлексиями и фрустрациями. Если продолжать придумывать наш оркестр, то солисты играют не на арфах и гуслях, а на собственных сердцах. Каждый играет, как чувствует, какой он сейчас – такую музыку он и выдает. Расстояние между нами максимально короткое, от сердца к сердцу. С другой стороны, поскольку в книге есть место драматическим событиям и, соответственно, присутствует реакция детей на эти события – была опасность скатиться в излишнюю плаксивость, а то и, не дай бог, в истерику. Здесь этого нет. Легкий оптический обман. Как будто я смотрю и слушаю историю, участники которой уже немного не там. Как будто шестиклассники рассказывают про свой пятый класс. Чистота чувств осталась, но накал чуть снизился.
4. Идейное содержание. Недавно я прочел замечательную «Последнюю книгу» Симона Соловейчика. В ней известный педагог высказал на первый взгляд кощунственную идею. Как я понял, суть в следующем. Все кругом заявляют, что учителя ответственны за тех учеников, с которыми они работают. Эта ответственность связывает учителя. «Это же дети! Как бы чего не вышло?» Симон Львович призывал снять всю ответственность с учителя. Только это позволит настоящим, творческим, любящим свою профессию учителям раскрыть себя. Даст возможность экспериментировать, пробовать разные новые методики, вести педагогический процесс, не исходя из «Как бы чего не вышло, я отвечаю за вас», а быть открытым новым возможностям и вызовам. Мистера Террапта можно назвать последователем Симона Соловейчика в этом вопросе. Но развитие событий дает право их противникам воскликнуть: «Вот! Мы же говорили! Это же дети! Думать надо!» Но как-то мне кажется, что не все так однозначно в этом мире.
Единственно «НО», которое у меня возникло при прочтении. Уж очень всё идеально: дети, их родители, учителя – все работают над собой. Нет ни одного действующего персонажа, который не стал лучше к концу книги. Ни одного депрессивного лузера-пессимиста или непробиваемого мещанина. В каждом шевелится что-то хорошее. Слегка стерильная картинка получается. Но это для меня. А на обложке стоит рекомендованный возраст: 12-15 лет. Достоевщинки они еще отпробуют.