Больше рецензий

31 марта 2023 г. 17:27

228

3

Если вы родились в двадцатом веке, возможно, вы застали популярность компьютерных игр в период, когда компьютеры понемногу проникали во все дома. Такой громкий бум был на игры S.T.A.L.K.E.R. Согласно сюжету игры, в 2006 году зона Чернобыля "подверглась неожиданному аномальному воздействию". Это привело к возникновению множества аномалий, странных вещей и мутантов. А игра привела к тому, что огромное количество мальчишек, парней и мужиков просиживали часы за компьютером, а иногда привлекали к игре близких людей. Наверняка у кого-то были вот эти ситуации "ну поиграй, я тебя всему научу, там не так уж и сложно". И ты сидишь, не хочешь обидеть своего друга/брата/парня/мужа и пытаешься вникнуть, что это такое и с чем его едят.

Зачем я всё это рассказываю? Затем, что знакомство с книгой «Песочные часы» это словно ситуация, когда непонимающая ничего девочка пытается разобраться в игре, выслушивая бесконечные подсказки от своего парня.

В роли девочки: Я. И любой читатель, который не играл в S.T.A.L.K.E.R.
В роли парня: автор книги
Ради сохранения атмосферы книги, включены цитаты из примечаний автора.

Старт, поехали...

Для начала, конечно, введение, какие-то странные мужики, которые орут и обещают, что в Зоне все умрут.

— А можно мне немножко понять, что такое Зона?
— Да ну ты же знаешь, вот эта территория с аномалиями, погнали дальше.

Впоследствии все редакторы пометили этот фрагмент как ненужный — дескать, серия уже известная, и предысторию Зоны писать нет необходимости.

Выбор персонажа, характеристики.

— Почему написано «уникальные способности», но не сказано, какие?
— Это для интриги.

Интрига это хорошо и здорово, но вокруг моего персонажа, его зовут Марк, кстати, выстраивается компания спутников, про каждого из которых уже известно больше, чем про Марка. Очень много вопросов и мало ответов.
Конечно, экипировка, оружие.

— Представляешь, да? Зеркально отображенный автомат!
— И что?
— Да ты просто не понимаешь прикол!

Кто играл в S.T.A.L.K.E.R., тот поймет, в чем тут прикол. Кто нет — вы ничего не потеряли.

Итак, у нас есть команда, есть миссия, есть точка на карте. Вопрос "а зачем туда надо?" игнорируется так же, как мотивация большинства персонажей.
Допустим, идём. Всю дорогу комментарии так и зудят над ухом.

— Это ты узнаешь позже. Это тебе вообще не надо. Понимаешь, на что похоже? Представляешь, как круто?

А ты не понимаешь и не представляешь. Теряешься в миллионе отсылок, которые на тебя вываливаются. Стараешься следить за персонажем, как-то контролировать процесс, а по факту просто чувствуешь себя чужой на этом празднике жизни.
И человек, нависающий над тобой, никак не помогает, только путает больше.

Моя серьезная игровая карьера началась с Grand Theft Auto: Vice City. Хотя первой игрой стал Myst III Exile.

— А напомни, зачем мне эта информация?

Персонажи продолжают идти в какую-то точку, непонятно зачем. Встречают на пути аномалии, с которыми приходится бороться или отступать. Не обходится без предательства, которое ещё и проигрывается в топорных пафосных диалогах.

Фанатам игры, наверное, увлекательно проходить это всё, прокачиваться. Но о своем персонажа ничего почти не знать, это, конечно, шикарный ход.

Да, мне нравятся фильм xXx и Вин Дизель. А что?

— ...Чего блин? 

В любом безопасном месте может что-нибудь случиться, не успеваешь даже опомниться, препятствия просто один за другим. Почему моего героя схватили и куда-то тащат, а я ничего не понимаю в который раз? Но спасибо, конечно, что моему персонажу наконец дали главную роль, а то до этого он просто наблюдал, как более опытные люди справляются самостоятельно.

В конце концов просто перестаешь что-то понимать. Куда-то идём, с кем-то сражаемся. Члены команды говорят "так надо", и снова идём. А Марк постоянно требует каких-то объяснений от окружающих, при том, что остается самым загадочным персонажем и сам на вопросы не отвечает. Точки на карте, которые нужно пройти, меняются по воле левой задней пятки, не иначе.

Не ожидали? А в третью лабораторию никто не пошел. Бебебе!

А когда до последней точки на карте уже было рукой подать, интрига громко хлопнула и сдулась. Марк превратился в супермена со скрытыми способностями 80LVL. Это не просто рояль в кустах, это целый орган с оркестром.

— Я правильно понимаю, что Зона создана инопланетянами, но как именно никто не знает и объяснять не собирается?
— Ну... в целом да.

Вместо традиционной для игр битвы с главным боссом - битва с самой сущностью Зоны, с её Началом и предысторией. Но вся ирония ситуации в том, что опять остается только смотреть со стороны, Марку не дали постоять у руля, а главную роль исполняет рояль в кустах.

Душераздирающая история прошлого Марка оказалась дешевой драмой со спецэффектами, а команда персонажей в последней главе вдруг осознали, что они не команда, а так, сборище отдельных двумерных моделек. Но модельки хорошие, все ещё цепляются друг за друга и пытаются прикрывать товарищей.

 Марк! У меня здоровья осталось процентов на шестьдесят! 

Если хватает здоровья, опыта и подсказок над ухом, то в итоге выход на хорошую концовку. Напротив миссий стоят галочки, персонажи разбегаются кто куда. А Зона продолжает жить и существовать, со своими законами.

— Зачем я в это играла вообще? Ничего непонятно, столько моментов не объяснили, а сколько вопросов ещё осталось!
— Просто нужно во вторую часть поиграть.
— Ну уж нет, дальше это веселье без меня! 

.

где-то здесь идут титры

.

.

Подытоживая весь вышесказанный бред. Книга представляет собой весёленький фанфик про Зону, не имеющий никакой художественной ценности для человека, не играющего в S.T.A.L.K.E.R. хотя бы несколько раз. Миллиард отсылок, тысячи объяснений в духе "ну вы поняли, это как в игре". Вся книга это бродилка с препятствиями, а в конце приходит большой сильный дядя и всех спасает. Цель этого путешествия можно было бы обозначить в начале, а не в конце, был бы какой-то интерес это читать. При всём при этом, автор ещё не очень высокого мнения то ли о себе как о писателе, то ли о умственных способностях своих читателях, он периодически начинает объяснять характер или мотивацию героев, какие-то моменты по сюжету прямо в примечаниях, отдельными пунктами. Но особенности "внутриигрового мира" так и остаются за кадром. Может, оно и к лучшему.


ДП, дополнительное задание:

спойлер

У персонажей массово наблюдается расстройство восприятия. Это группа патопсихологических симптомов, включающих различные нарушения реального отображения объектов и явлений. Характерно при шизофренических отклонениях. Так же характерный симптом - ослабление инстинкта самосохранения, наблюдающееся у большинства персонажей.

свернуть

Рецензия написана в рамках игры Долгая прогулка в составе команды "Белые и пушистые, но есть нюанс"