Больше рецензий

InfinitePoint

Эксперт

балетмейстер, постановщик танцев с бубнами

31 марта 2023 г. 10:28

165

3.5 Общество тотальной цензуры

Этот небольшой рассказ можно отнести к более или менее щадящему варианту жанра антиутопии. Это так называемая "мягкая" или "гуманитарная" фантастика. Для лучшего понимания приведу выдержку из словаря фантастических понятий и терминов:

Гуманитарная фантастика (варианты названия: мягкая научная фантастика, лирическая фантастика):
Поджанр научной фантастики. В противовес «твёрдой» НФ, базирующейся на теориях точных наук, произведения гуманитарной фантастики опираются на гуманитарные науки — психологию, социологию, филологию, антропологию. Для гуманитарной фантастики внутренний мир человека важнее влияния научных открытий на общество. Автор акцентирует внимание читателя на внутреннем мире героев.

Но щадящий вариант антиутопии, каким бы мягким он не был, тоже не предвещает ничего хорошего.  

События, описанные в этом рассказе, происходят в недалёком будущем. Планета перенаселена. Мало кто может позволить себе жить в собственном доме, наслаждаясь одиночеством. Абсолютно вся информация находится под полным контролем государства, за этим следит специальная служба — Информационная полиция. Хищение информации считается тяжким преступлением — грехом "пострашнее греха убийства и чуть меньшим, чем изнасилование". Книги не запрещены, но их "употребление" строго регламентировано. Вернее так — все существующие на Земле книги оцифрованы и хранятся в Центральном Информатории, а все бумажные книги либо сожжены под предлогом того, что "они насыщают пылью воздух", либо переданы людьми на вечное хранение всё в тот же  Центральный Информаторий. Существует даже специальный закон, определяющий, каких книг достоин тот или иной человек, или какие книги ему могут  понадобиться для осуществления его профессиональной деятельности (и ни шагу в сторону). Каждому человеку присвоен личный Индекс. Согласно этому же закону, владеть можно только фотороманами, а все остальные книги (точнее, их цифровые аналоги) выдаются (или не выдаются) только по специальному запросу. То есть человек не может просто так взять и почитать то, что ему хочется — надо запрашивать допуск, в котором наверняка откажут. Потому что...

Человек, читающий книгу, — человек замкнутый. Он не смотрит телевидения. Он слеп к пропаганде. Он глух к лозунгам.

Но есть люди, которым было разрешено оставить у себя личную библиотеку. Кроме того, у этих людей есть почти неограниченный допуск в Центральный информаторий: они могут запрашивать и получать доступ практически к  любым электронным книгам. И главному герою нашей истории удаётся попасть в один из таких домов:

Такого количества книг он не видел с самого детства, и хотя они выглядели спящими, а время склеило их страницы, книги, несомненно, были настоящими, а не обоями в виде корешков, какими отделывались все шикарные квартиры.

Главный герой рассказа занимается тем, что... крадёт книги, точнее, их цифровые копии. Что интересно, каждая цифровая книга сопровождается ещё и аудиоверсией. Получается электронная и аудиокнига в одном флаконе.

Украденные книги воспроизводят — переписывают от руки или печатают на ручном прессе, и после распространяют. Конечно, всё это делается в условиях строжайшей секретности, так как люди, занимающиеся хищением и распространением книг,  являются преступниками с точки зрения существующего закона.

Свобода — вещь тяжкая. Каждая книга, каждая библиотека имеет свой собственный вес свободы. Каждый экран, каждая антенна, каждый провод, напротив, связывает вас и заковывает в цепи. Они, конечно, нужны. Но мы не должны от них зависеть.

Рассказ был написан в 1966 году. А теперь внимание! Это к вопросу об удивительных предвидениях писателей-фантастов. Многие из их прогнозов — и мы смогли убедиться в этом собственнолично — оказались пророческими. Не хотелось бы, конечно, огрестись по полной программе. Вот вам несколько имеющихся в рассказе предсказаний — "современных" реалий описанного мира будущего:

Центральный информаторий. Там хранится вся накопленная человечеством информация. Чем не интернет?

Умный дом, оснащённый видеокамерами.

...глаза дома были настроены на подачу сигнала тревоги, если в саду окажется человек или животное определенного роста, чтобы не реагировать на появление бродячих собак, кошек или ежей.

Аудиокниги. Не самое сенсационное пророчество, но всё же до бума аудиокниг ещё далеко.

Электронный образ женщины на экране. Другими словами, сгенерированное изображение, видео-бот.

И это далеко не всё. Нельзя не заметить, что этот рассказ перекликается с романом-антиутопией Рэя Брэдбери 451° по Фаренгейту , изданном в 1953 году. Из этого следует, что думающих людей очень волновала тема возможного запрета книг.

Почему поставила рассказу невысокую оценку? Концовка показалась мне скомканной, я ожидала большего. Тем не менее, рассказ интересный и легко читается. Так что могу смело рекомендовать его ценителям старой доброй социальной фантастики.

Читаем классику вместе!:

Литературная экспедиция