Больше рецензий

Basenka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2023 г. 23:03

426

3 “Как страшно жить” (популярное в прошлом медийное лицо)

Загадочный (и новый для меня) автор Макс Фриш решил как-то написать мудреную книгу о…а собственно, о чем? о людях? о жизни? о творчестве? о смысле жизни? об искусстве? о приспособленчестве? о социальном неравенстве? о взаимоотношениях мужчины и женщины? о гендерных ролях? о красоте сельской местности где-то в Европе? Вот это так и осталось для меня загадкой.

Живет себе некрасивая девушка Ивонна

Некрасивая, тощая — такой осталась на всю жизнь, — с высоким, совершенно чрезмерным лбом. Она существовала назло родителям. А что ей было делать на этом свете? Что у нее было? Она умела играть на скрипке, умела слушать, когда другие рассказывали о своих бедах и проблемах, умела сидеть в последних своих хороших платьях и доводить людей до того, что они начинали плакать, Бог знает, почему и зачем! Ведь она ничего не делала, пила свой чай, а люди благодарили ее, объявляли своим ангелом-хранителем и были уверены, что она должна гордиться этим и быть счастливой!

Что в этой странной девице (а потом и мадам) особенного? чем она так привлекает всех повально окружающих (всех, кроме собственных родителей)? на основании чего считает себя умнее всех мужчин? - совершенно не понятно: автор, вроде бы, и описывает ее мысли и чувства, но как-то настолько туманно и странно, что поверить в существование вот именно такой женщины никак не удается.

Вообще, у меня сложилось впечатление, что автор женщин не то, что не понимает, а в принципе никогда с ними не общался, просто знает, что есть такой экзотический зверек - «женщина». Но при этом, он не стесняется устами своего главного героя рассуждать, что этой самой женщине нужно «на самом деле».

Так вот живет себе Ивонна…встречает молодого ученого, выходит за него замуж (почему? зачем? - да просто, почему бы и не выйти). Ученый этот, совершенно не приспособленный к жизни, естественно, не оправдывает ее ожиданий (а как, собственно, можно оправдать то, чего нет?). Живут они (теперь уже вместе) какое-то время по его представлениям вполне замечательно, но как только она узнает, что ждёт от него ребенка, то тут же его бросает и бежит делать аборт (логика? - «ну нельзя же родить от сына» - а замуж за «сына» - без проблем? а то, что естественные последствия исполнения супружеского долга - дети никто раньше не думал?). Ну и, конечно, раз уж наша непостижимая femme fatale его оставила, то неудачливому супругу остается только покончить с собой. История повторится еще раз (уже без замужества, но опять с абортом). А потом встречает она Главного Героя (а Вы подумали, что книга о ней? - вовсе нет), точнее первая их встреча была еще раньше и наша Кассандра (пардон, Ивонна) предсказала ему, что быть ему художником! И он, конечно, послушался…

Главный Герой, он же Юрг Рейнхарт, никак не может определиться, что же ему нужно от жизни, от Ивонны, от себя, Гортензии, от неожиданно обнаружившегося биологического отца, от столь же неожиданно обнаружившихся биологических детей, от искусства, от жизни (ох, что-то я повторяюсь). Он пытается быть художником, пытается философствовать, пытается влюбляться и строить отношения, пытается убить отца, пытается стать садовником…в общем, пытается как-то в меру своего понимания жить. Мотивация его поступков столь же непонятна, как и мотивация Ивонны. Ну, что поделаешь, странной женщине - странный мужчина. Однако, если Вы вдруг подумали, что они останутся вместе - не угадали.

Остальные персонажи тоже весьма странные, некоторые из них даже не удостоились получить от автора имя, а так и остались: Хозяином и Полковником, например.

Стиль автора очень неоднородный: детальные описания природы, скудные диалоги, пространные псевдо-философские рассуждения и сентиментально-безэмоциональные (да-да, именно так) лирические отступления.

Можно было бы еще повозмущаться по поводу откровенно мизогинистических высказываний автора под маской «философских рассуждений»:

Любая женщина, не подавляемая своим возлюбленным, в конце концов начинает страдать от страха превосходства — от страха, что он не настоящий мужчина.
На что женщине ее освобожденный разум? В конце концов, она все равно ждёт того, кто ее одолеет, даже в делах разума, - а не то ее настигает великая дрожь, ужас от прозрения, от одиночества, от беззащитности! Отчаянная тоска по господину, смеющемуся тирану, стоящему перед ней на коленях, по настоящему мужчине - тоска по утраченному кнуту, тоска по силе, в которой и есть ее глубочайшее воплощение и ее тайная победа…

но как-то даже не хочется…так что No Comments!

«Долгая прогулка» (Весенний Мимокрокодильский Фестиваль)
«Королевская лапта» (группа «Тридевятое царство»)
«Литера Терра» (группа «Белая сова»)

Комментарии


что есть такой экзотический зверек - «женщина».

)))) интересно где нужно жить чтобы совсем не знать!)


О, можно жить совсем рядом…и все равно не знать… у нас, например, по ночам приходят во двор еноты и опоссумы…но что мы про них реально знаем, кроме картинок в интернете ;))


И то правда!))