Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

29 марта 2023 г. 18:43

142

4 Хроники картонных королевств. Воины пафоса

Вот уже более десяти лет преследовало меня странное желание: сесть под новый год и почитать цикл о забытых королевствах. И начать хотелось непременно с трилогии о Муншаез. Насколько я понимаю, эти книги вообще стали самыми первыми во всём межавторском цикле, потом к нему присоединился Сальваторе. За его эпопею о тёмном эльфе я впоследствии действительно взялся под новый год, чем был очень доволен, но гештальт это не закрыло, ведь мой безумный моск изначально хотел совсем другого. Ладно, в этот раз я таки сделал ему такой подарок. Пора выполнять желания и закрывать гештальты.
Трилогию об островах Муншаез у нас издавали в шакальном качестве в 1990х. И почему-то в двух томах. То есть второе произведение разрубалось напополам. И это просто максимально странно, учитывая, что все романы довольно внушительные. Бумагу, что ли, экономили.

Насколько мне удалось понять, события происходят в некоей островной империи или, точнее, союзе нескольких отдельных королевств где-то к западу от тех земель, где спустя многие эпохи будет жить Дзирт. В это населённое разными человеческими и волшебными расами, а соответственно, и вечно раздираемое войнами место из какого-то подпространства приходит зло. И, конечно же, хочет всё осквернить и завоевать. Главные герои, в лице принца-воина, наследника одного из королевств, его возлюбленной волшебницы-друиды и нескольких их друзей, пытаются злу помешать, объединить вечно враждующее население островов и выступить единым фронтом.
Да, вы совершенно правы, звучит как максимально топорный, схематичный план для кондовой такой фэнтезюхи, стандартнее некуда. Написано тоже довольно примитивно – в плане как стиля, так и всего остального. Я даже не могу придраться к переводу – здесь по сути вообще нечего было портить. Автор явно не заморачивался ни со стилистикой, ни с продумыванием сюжета и композиции. Знаете, есть такие вещи, которые словно бы написаны от балды, и вот это – одна из них. Автор писал как пишется и надеялся, что оно само куда-нибудь выведет. Сюжет быстро разделился на несколько линий, которые сменялись с нарушениями логики и внутренней хронологии. От имени протагонистов, антагонистов, второстепенных персонажей, не все из которых выжили. Но в основном это, конечно, история главных героев, которые отправились по долам и весям своей родины на борьбу со злом. Абсолютно классический квест, в котором выполняются разные задания и постепенно собирается опять же каноничная команда приключенцев. Даже комичный прожорливый маскот прибился. У каждого свои скилы и слабости, и с самого начала примерно представляешь, чего ждать от каждого из них и от сюжета в целом.

Хотя не всё так плохо, было и несколько удачных моментов и находок. Так, например, силам добра служат жуткие хтонические чудовища. Силы зла могут переманивать наименее разумных из них и создавать нечестивые реплики. Тёмный властелин заражает людей скверной, как инфекцией. Воины заживо превращаются в мертвецов и питаются чужой жизненной силой. Всё вместе это даёт простор для обострения интриги и бесконечных поворотов сюжета. Но автор почему-то редко пользуется своими находками для усиления атмосферы и поддержания интереса, лишь констатирует всё это как факт. Ну и в результате повествование выходит плоским и сухим.
Однако я не скажу, что оно не интересное. Почему-то, несмотря на полнейшую топорность и квадратно-гнездовых персонажей, таких благородных и правильных, что аж песок на мозгах скрипит, мне оно даже понравилось. Ну и, в конце концов, глупо сетовать на каноничные шаблоны олдскульного игрового фэнтези, когда оно это самое и есть. Я знал, что беру, я остался доволен, независимо от того, что накрутил в своей голове.