Больше рецензий

24 марта 2023 г. 23:07

968

4

«Вокруг света за 80 дней» - настолько известное произведение, что даже если вы, как и я, не читали его в детстве, все равно наверняка имеете краткое представление о сюжете и героях из многочисленных адаптаций либо просто потому, что книга на слуху. Когда я решила прочитать ее, то уже знала, что меня ждет: эксцентричные герои, дерзкое пари, путешествие через Индию на слоне, спасение прекрасной девушки… Но знаете что? Этой книге все-таки удалось меня удивить!

Во-первых, живые и интересные персонажи, хотя стоит признать, что на 70-80% они состоят из стереотипов. В большинстве адаптаций Филиас Фогг предстает очень эксцентричным джентльменом, чудаком и даже немного сумасшедшим. Книжного Фогга действительно можно назвать странным, но по другой причине – он, пожалуй, самый интровертный интроверт которого можно только представить, страшный домосед с ОКР, который отправился в путешествие чтобы доказать свою правоту, а вовсе не из интереса к другим странам. Невольно задаешься вопросом, восхищается ли Жуль Верн типично английскими спокойствием и холоднокровием Фогга или же смеется над ними, сделав Фогга, так сказать, англичанином в абсолюте? В любом случае, как персонаж мне был намного ближе эмоциональный и экспрессивный Жан Паспорту с его простотой и открытостью и несколько наивным восприятием мира.

Во-вторых, присутствует определенное развитие персонажей, что не очень типично для приключенческой литературы 19 века. Паспорту не меняется на протяжении всего произведения, да и Фогг, по сути, остается тем же замкнутым домоседом по возвращении из своего путешествия. Но если в начале Фогг настолько уперт и мыслит настолько узко, что отказывается изменить заранее спланированный маршрут, пока ему не доказывают, что отклонившись от курса и сев на пароход не в Японии, а в Шанхае, он сможет нагнать отставание от графика, то в финале он уже намного гибче относится к смене планов и сам делает небольшой крюк, чтобы пересесть на более быстроходный пароход. Если в начале путешествия Фогг задержался, чтобы спасти Ауду от казни, исключительно потому, что у него было в запасе полсуток, то в финале он отправляется спасать Паспорту из плена, наплевав на расписание. В начале книги нам только говорили, что Фогг благородный и добрый человек, но к финалу мы можем видеть это своими глазами.

В-третьих, удивила линия детектива Фикса. Изначально я воспринимала его исключительно как комического персонажа (серьезно, чувак пересек пол-мира потому, что Фогг соответствует описанию вора, составленному так туманно, что под него каждый второй подходит) и как антагониста, всячески препятствующего героям. Но сюжет принимает интересный поворот когда

спойлер
Фогг покидает территорию Британской империи и ордер на его арест становится недействительным – и тогда Фикс решает, что для него выгоднее помочь Фоггу как можно быстрее завершить путешествие и вернуться в Англию. Фикс даже присоединяется к команде Фогга во время путешествия через Америку, и вот тут даже детектив начинает сомневаться в своем плане. Если Фогг действительно вор и мошенник, то почему он ведет себя так благородно, помогая каждому на своем пути и иной раз рискуя жизнью ради друзей? Я была бы рада, если бы эта тема борьбы Фикса между долгом, который велит ему арестовать Фогга, и личными убеждениями, была более развита, но увы, автор затрагивает ее лишь мимоходом.
свернуть

В-четвертых, приключения героев во время их путешествия действительно хороши.

спойлер
Взять хотя бы спасение Ауды от сожжения вместе с телом ее покойного мужа – сначала Фогг со спутниками попытались выкрасть ее, проломив стену храма, а когда это у них не получилось, Паспорту обманул жрецов, притворившись покойным раджой, восставшим из мертвых! Приятно удивило путешествие через Америку, оказавшееся намного более захватывающим, чем я ожидала. Здесь хватило и смешных моментов, вроде знакомства Паспорту с мормонами и его остроумных комментариев об их обычаях, и драматических сцен – тут просто невозможно не упомянуть нападение индейцев на поезд и то, как Паспорту пришлось проползти под вагонами движущегося поезда (!), чтобы остановить его, - и просто неожиданных поворотов, как поездка Фогга на санях под парусом. А просто шикарный эпизод, когда Фоггу не удается договориться с капитаном судна об их проезде из Америки до Англии, и он просто-напросто подкупает команду, запирает капитана в каюте и захватывает корабль аки пират?
свернуть

Что ни говори, а Жюль Верн умеет писать приключения, которые читаешь с замиранием сердца!

Стоит отметить, что в этой книги были и разочарования, и лично мне не хватило самого путешествия. Жюль Верн зачастую не балует читателей описаниями и в большинстве случаев герои просто перемещаются с парохода на поезд и с поезда на пароход – так, путешествие через Европу вообще опущено, после отбытия из Лондона мы встречаем Фогга и Паспорту сразу по прибытии в Суэц, да и морские поездки описываются довольно кратко. Кроме того, значительная часть препятствий во время путешествия Фогга разрешаются с помощью денег. Филиас Фогг настолько богат, что для него не составляет никаких проблем, например, купить слона или нанять пароход через Атлантику, а зная, как легко герои могут выйти практически из любых затруднений, я уже не так переживаю за их судьбу. Поэтому наиболее интересными для меня были ситуации, от которых герои просто не могли откупиться, вроде перехода Фогга через джунгли в Индии или бедствий Паспорту в Японии.

Но самым большим разочарованием для меня оказался персонаж Ауды. Практически первое, что нам о ней сообщают (помимо того, что она ослепительно красива) - что у нее светлая кожа, как у европейки, и что она воспитана и образована как английская леди. Я понимаю, что книга была написана в 1872 году, и тогда введение персонажа-индианки в качестве романтического интереса главного героя было смелым шагом, но фактически Жюль Верн сам подрезал крылья своей же идеи, обрезав все культурные связи Ауды с ее родиной и сделав ее индианкой чисто номинально. Но еще больше огорчает полное отсутствие у Ауды какого-либо характера и индивидуальности. Да, прочие персонажи достаточно стереотипичны, но они яркие и живые, а у Ауды вообще нет ни одной выделяющейся черты характера. Она даже в принципе всю книгу ничего не делает, кроме того, что сопровождает всюду Фогга и смотрит на него влюбленными глазами – замени ее на торшер, и в сюжете ничего не изменится. Хотя вру, есть один эпизод с ее участием, который мне очень понравился –

спойлер
сцена после возвращения в Лондон, когда именно Ауда сделала Фоггу предложение. Напоминаю, дело было в 1872 году, и тогда просто не принято было, чтобы женщина даже в любви первой признавалась, не то чтобы вот так сказать, «А почему бы нам не пожениться?»
свернуть

Однако увы, во всем остальном персонаж Ауды – это полное фиаско.

Итог – твердая «четверка»; «Вокруг света за 80 дней» проходит испытание временем и с гордостью занимает место в списке классических приключенческих романов.

Книга прочитана в рамках игры "Собери их всех!" (4E “Заросли деревьев-исполинов” — классическая литература по 19-й век включительно).