Больше рецензий

23 марта 2023 г. 15:37

46

5 Спойлер История Первой мировой

На мой взгляд, Тим Грейди не раскрыл истинных причин холокоста, поскольку, антисемитизм возник в Германии задолго до Первой мировой, а в своей работе "Роковое наследие. Правда об истинных причинах Холокоста" английский историк рассматривает причины, появившиеся только в период Первой мировой. Причины, которые раскрыты Тимом Грейди, являются одновременно и следствием ранее существовавшего антисемитизма, поэтому, нельзя говорить о том, что в книге указаны действительно причины Холокоста, а не предпосылки Катастрофы. Книга Грейди скорее повествует об истории Первой мировой в общем, а не о причинах Холокоста. Если исключить несоответствие названия и содержания, книга написана прекрасно! Однако, поскольку, автор заявляет целью написания книги именно раскрытие причин Холокоста, попробую указать те самые причины, для чего нужно будет начать, как это сделано у Грейди, с 19 века (на самом деле, начать надо было с гораздо более раннего периода).
С объединением Германии в 1871 году немецкие евреи получили намного больше свобод и с некоторым оптимизмом смогли посмотреть в будущее. При этом, между регионами продолжали существовать серьезные расхождения в диалектах, обычаях и культуре. Даже в еврейских общинах сохранялось разделение на регионы. Самый серьезный раскол в обществе был в политическом плане. Германия была парламентской монархией, управляемой консервативной элитой. Уже в 1880-е годы возрос политический антисемитизм. Страхи перед экономическим и политическим либерализмом были перенесены на еврейские общины. Несмотря на это, до Первой мировой евреи были в основном процветающей частью немецкого общества. В самом еврейском обществе при этом существовал религиозный раскол между либеральными и ортодоксальными евреями. Ассимилировавшиеся евреи вели яростную борьбу с молодым сионистским движением. Усложняло ситуацию в еврейском обществе и растущее еврейское население из Восточной Европы, говорившее на идише и жившее бедно или очень бедно. Разразившаяся война помогла сгладить некоторые разногласия, давно укоренившиеся в немецком обществе.
С 1904 года вопрос об офицерах-евреях обсуждался в Рейхстаге почти ежедневно, но без принятия каких-либо решений. В середине июля 1914 года генерал фон Клейст написал газетную статью, поставив вопрос допустимо ли евреям быть офицерами в армии. Ответ был очевиден, исходя из следующих утверждений фон Клейста: "Армия расово чиста", "Германия - исключительно христианское государство". К тому же, немецкое военное командование давно повесило на всех евреев ярлык трусости. Однако, в августе 1914 года немецкому Военному командованию требовались все, в том числе, и евреи, благодаря чему евреи начали получать продвижение по службе. Немецкие евреи поддержали войну не потому, что они тоже были немцы, а в обмен на обещание кайзера Вильгельма II, что евреи могут стать частью единой германской нации. При этом, подавляющее большинство евреев воспринимало начало боевых действий через патриотическую призму "обороны" родины от Российской империи, спасение братьев-евреев в царской России от "русского варварства", ставшего синонимом еврейских погромов, и от рабской жизни. Повсюду были слышны рассказы о евреях, возвращающихся из заграницы, чтобы отправиться на фронт. Однако, это не спасло евреев от немецкой шпионской лихорадки, в которой еврейские шпионы наравне с русскими и французскими шпионами наводнили Германию по мнению немецкого общества. Несмотря на это, евреи продолжали отстаивать образ добропорядочного немца, коим каждый еврей себя считал: еврейские женщины в Берлине устроили суповые кухни, банк одежды и большой швейный центр, еврейская община передала Красному кресту в пользование четырехэтажное кирпичное здание, еврейские журналисты содействовали зарождению мифа о Гинденбурге (битва при Танненберге).
Но участие евреев было не только в общественной сфере, но и в политической и военной. Некоторые еврейские политики требовали, чтобы бельгийский и французский регионы Конго стали базой для новой германской колониальной империи. С точки зрения Ратенау, европейский таможенный союз должен быть возглавлен Германией. Представители тяжелой промышленности и политики правых взглядов призывали к масштабным территориальным аннексиям, в частности, к полному уничтожению Франции и Бельгии и этническому переформатированию с заменой населения немцами (Генрих Класс). И в этих условиях движение немецких сионистов усилило пропаганду радужного будущего на Ближнем Востоке (в связи с вступлением в войну Османской империи, которая владела Палестиной на тот момент) как для евреев, так и для немцев. Многие немецкие евреи, как и Берта Паппенгейм, мечтали об имперских владениях и приветствовали колониальное продвижение на Востоке.
Более того, еврейские и другие немецкие антропологи совместно искали различные способы категорировать побежденного врага. Немецкие евреи участвовали в категоризации и записи групп населения, вплоть до объявления евреев отдельной расой. Именно тогда произошло укрепление мифа о немецком расовом превосходстве.
Еврейские ученые участвовали в создании химического оружия вместе с другими немецкими учеными.
Немецкие предприятия, включая многие фирмы, принадлежащие евреям, активно пользовались недобровольным трудом граждан оккупированных стран. При этом, западноевропейские евреи буквально отказались от своих восточных братьев по крови и вере, как от "менее цивилизованных" представителей еврейского народа. А открытое пренебрежение правительством к базовым правам восточноевропейским евреям стало симптомом надвигающегося послевоенного кризиса в общечеловеческих отношениях в немецком обществе. Между лояльными немецкому правительству немецкими гражданами и изгоями была проведена черта.
"Дух 1914" был омрачен поражением на Марне, что привело к окопной войне на Западе. В тылу в это время правительство Германии ввело первые карточки на хлеб в столице (начало 1915-го). Начались перебои с продовольствием, рост цен, введены дни, когда нельзя было продавать мясные продукты, на смену свежих инкрементов пришла замена консервированными. Устав винить в голоде блокаду Антанты, государство, жадных фермеров, кайзера, население обращало свои подозрения в евреев. В обществе укоренялось ощущение, что новая военная экономика Германии дает привилегии меньшинству за счет большинства. Высказывания по этому поводу были окрашены антисемитизмом.
Неудачи на фронте все больше осложняли положение евреев, которым приходилось отбиваться от обвинений в измене и уклонении от службы. Осенью 1916 года все солдаты еврейского происхождения подлежали пересчету. Несмотря на такое унизительное отношение военного командование к своим солдатам, евреи продолжали быть сторонниками войны. Но и это не спасло их от будущих обвинений в причинах поражения в войне. В обвинении немцев, оставшихся дома, а не отпрявшихся на фронт, значительную роль играли сами же евреи. Критический настрой некоторых известных евреев по отношению к Брест-Литовскому договору еще больше вызвало к жизни антисемитские настроения. Идея, что большевизм и иудаизм неразрывно связаны (полагаю, что из-за участия евреев в стачках), начала набирать опасные обороты. Обвинения евреев в спекуляциях во время войны и организации революции стали почти доказанными фактами для немецкого населения.
Евреи совместно с другими гражданами Германии сотворили предпосылки прихода к власти нацистов и наступления мировой катастрофы.
В Первой мировой «евреи были и жертвами, и преследователями».