Больше рецензий

Lesstar

Эксперт

Лис-перевертыш

23 марта 2023 г. 10:33

370

5 Долгий путь к себе

Классическое фэнтези с пылким уклоном в правильное добро и неоднозначными сюжетными поворотами. Это яркий представитель мономифа по Кэмпбеллу, той идеи о единой структуре пути героя в каждом мифе. Только тут, можно сказать, что герой сделал целых полтора круга пути, так как вернувшись к истокам, он ещё раз начинал свой путь.

Основа сюжета - это отчаянное бегство от зла в рамках становления личности юного Геда. Все остальные чудеса являются приятно отягощающими винтиками в механизме усиления чувств и сопереживаний всем персонажам. Вызов могущественной темной Тени, торги с драконом, погоня с оборотнем, депрессия в зловещем замке и многое другое удачно вписывается в это поучительное сказание.

Я не могу сказать, что мне эта книга понравилась. Но при этом мне совершенно не жалко потраченного на неё времени. Всё в ней и правильно, и хорошо, и глубоко, но не хватило чего-то, что оставило бы в моей голове след или зацепило бы сердечный ритм.

Начну с главного минуса, который выводил меня из себя почти на каждой странице. Сколько же тут воды в виде описательных элементов - я почти утонула. С одной стороны это больше погружает в мир и события, но с другой - слишком сильно отвлекает от происходящего. Это конечно круто, когда твоё сознание улетает путешествовать по живописным местам, которые описаны на полстраницы, но после этого довольно сложно вернуться и вспомнить - а что было-то до этого с героями. Видимо, в этот раз моё живое воображение не сыграло мне на руку, а подложило симпатичную свинку непреодолимых размеров.

Ещё мне сразу не понравился главный герой. Да, по ходу книги, он развивался, менял свой характер и т.д. Но для меня его эволюция личности была показушно вынужденной, хотя и максимально обоснованной автором. Первоначально Гед напоминал мне ухудшенную версию Марти Макфлая из "Назад в будущее" - он постоянно велся на подначки, был неуверенным в себе (но при этом считал себя лучше других) и хотел быстрого могущества. После же перелома судьбы Гед стал каким-то бесцветным, ему приходилось постоянно преодолевать что-то, превозмогать, и на этом пути он всё больше терял себя как личность (плюс ещё по одной причине, упоминание которой будет спойлером). Единственное, что понравилось в нем - это те "островки" безвозмездного добра, которые были с ним на протяжении всей его юности.

Перейдем к хорошему. Во-первых, это идеально прописанный сеттинг. Мир похож на огромный, разноцветный и жестковатый, но такой теплый свитер, в котором каждая нить настолько крепко связана друг с другом, что их невозможно разлучить. Каждая жизнь важна, а чувства осторожны и продуманы. Мини-истории третьестепенных персонажей остаются в памяти наравне с главным сюжетом и никогда не кажутся лишними. Больше всего запомнилась грустная история о маленьких принце и принцессе, которых в ходе борьбы за власть изгнали на необитаемый остров. Там они жили и состарились, не контактируя с другими людьми, кроме случайно туда попавшего Геда. Момент, когда девочка-старушка показывает Геду своё детское платье, вызывает вздох отчаянной жалости к тем, чью жизнь так несправедливо сломали в угоду чьих-то желаний.

Филигранно тонко описана магия, основанная на истинных именах всего живого и неживого, сохранение мирового равновесия зла и добра и иллюзиях. Волшебники в этом мире как суперзвезды, которым все услуги оказываются бесплатно, а уважение и страх в равных пропорция сквозит во всех лицах обращенных к ним. Школа волшебства на острове Рок, в которой обучался главный герой - самая скучная из всех, которые я встречала на книжных просторах, но при этом самая функциональная - не просто наполняет знаниями неокрепшие умы, а полностью меняет мировоззрение и мироощущения будущих владельцев волшебных посохов.

Забавно то, что автор - женщина, а женские образы здесь все максимально отрицательные и скорее отсутствуют, чем присутствуют. Все сюжетно продвигающие женщины постоянно пытаются обмануть главного героя. А герой в основном воспринимает их как неопознанный предмет интерьера в силу своего невежества и отсутствия любых пересечений с женским полом на протяжении детства.

Предконец и конец у книги странновато-умиротворяющий. Гед вернулся в своему старому учителю, словно вернулся к началу своей жизни. Почти обнулился, но не растерял накопленный опыт. А последняя битва с Тенью вышла очень короткой и будто нарочно ускоренной. Это было максимально предсказуемо и не так эпично, чем всё, что происходило до этого. Но так как это не конец приключений главного героя, а лишь начало - такое завершение одной из вех пути становится обоснованно-терпимым. Посмотрим, каким волшебником он станет в будущем.

Сообщество в ВК "Read it or read it again"

Комментарии


В следующих книгах цикла женщины вполне себе будут, и положительные героини тоже)