Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

23 марта 2023 г. 10:25

297

4 Спойлер Тайна творчества

Прежде чем начать читать эту книгу, я освежила в памяти информацию о Рубенсе, основные события его биографии и творчества, полистала пару альбомов с репродукциями. И это оказалось весьма кстати, так как книга начинается с ходу в галоп – с диалогов, без долгих разъяснений и предисловий погружает в атмосферу бурной политической и художественной западноевропейской эпохи первой половины XVII века.

Повествование начинается с 1620 года, когда Рубенсу уже за 40, он прославленный художник, знает себе цену и считает себя достойным поговорки художник королей и король художников. Он построил себе в Антверпене громадный дом с садом, прекрасно художественно оформленный, похожий скорее на итальянское палаццо, чем на фламандский бюргерский дом. У него прелестнейшая милая молодая жена и весёлые дети, у него своя мастерская, где в поте лица трудятся ученики и подмастерья, потому что заказов – завались.

Мы проследим течение жизни художника до самой его кончины в 1640 году и будем флешбеками возвращаться на годы и даже десятилетия ранее.

За интригу взята история семейства Рубенсов, точнее, драматический эпизод о любовной связи отца художника Яна Рубенса с принцессой Анной Саксонской, женой Вильгельма Оранского, у которой он был личным юристом, супруги уже давно не ладили, и Рубенс вёл её имущественные дела. Когда Анна забеременела и эта связь вскрылась, спасти Яна Рубенса от смертной казни удалось величайшими усилиями, в том числе и его самоотверженной жены. История мутная, и её в своё время постарались замять, так как тут была замешана политика, в которой причудливо переплетались интересы многих персон.

В книге предлагается рассмотреть такой вариант этой тайны - настоящей матерью Петера Пауля была Анна Саксонская, и в 1620 году её старший сын штатгальтер северных провинций Нидерландов Мориц Оранский начинает расследование, пытаясь понять, не является ли Петер Пауль его братом по матери, а иначе, почему он так дерзок и независим, горд и высоко ставит себя перед аристократами.

Казалось бы, вопроса не должно возникнуть, факт прелюбодеяния и беременность Анны Саксонской были обнаружены в 1571 году, а Петер Пауль родился в 1577. Но поскольку история всё же весьма туманная, никаких свидетельств современники постарались не оставить, то автору художественных произведений даётся простор для воображения в развитии версий, альтернативных по отношению к официальным.

Вторая интрига книги – это тайна магического бронзового зеркала древних этрусков. Его магическая тайна оказалась причудливым образом связана с упомянутой тайной семейства Рубенсов.

К счастью, автор очень аккуратно обходится с этими тайнами и версиями – покрывает их романтическим флёром, но не скатывается в грубое утверждение, ведь по большому счёту, никакой магии и сенсационных раскрытий загадок истории в книге нет. Ну, за исключением великой тайны творчества и гениальности художника, каковая тайна непостижима и всегда будет будоражить воображение людей.

Кроме художественного дарования, Рубенс был и интеллектуально одарён, он знал несколько языков, выполнял дипломатические поручения, был вхож во многие аристократические дома и королевские дворы, много разъезжал, общался со многими людьми. Вместе с Рубенсом мы побываем и при испанском королевском дворе Филиппа IV, в Лондоне встретимся с королём Яковом Стюартом и его сыном молодым Карлом I, и конечно, познакомимся с шаткой политикой Фландрии и Голландии, и даже на минутку заглянем к французам и посмотрим, как там поживает королева-мать Мария Медичи и всесильный кардинал-министр Ришелье.

Персонажей в книге много, также мы увидим, как трудится в мастерской Рубенса его самый блестящий ученик Антонис ван Дейк, посочувствуем трагической судьбе Анны Саксонской, подивимся увёртливости такого разностороннего человека, как Бальтазар Жербье, не обременённого совестливостью художника, политика, дипломата, устроителя секретных дел высоких особ.

Но особенно яркий впечатляющий персонаж, явно удавшийся автору, - это, конечно, герцог Бэкингем, галантный кавалер Анны Австрийской и любезный «Стини» короля Якова Стюарта, могущественный человек, круто замешивающий внешнюю и внутреннюю английскую политику.

Забавно в некоторых случаях изображены в книге обстоятельства создания картин Рубенсом, например, «Анжелика и отшельник», написанная на одну из тем средневековой поэмы «Орландо Фуриозо»

Петер Пауль Рубенс «Анжелика и отшельник»

картинка OlgaZadvornova

Согласно описанному в книге эпизоду, картина была написана по заказу всё того же Бэкингема, и картиной он был весьма доволен, так как в образе Анжелики увидел вылитую Анну Австрийскую.

Клуб «Осторожно, историки!»
Игра «Сокровища Агоры»

Комментарии


Мориц Оранский начинает расследование, пытаясь понять, не является ли Петер Пауль его братом по матери

Экспертизы ДНК на них не было. )) Представляю, сколько нам открытий чудных" уготовил бы "просвещенья дух".


О, да, в некоторых случаях лучше не знать)
Во всяком случае то, что экспертизы ДНК тогда не было, художнику Рубенсу было на пользу) Так как Морицу Оранскому вовсе не нужен был такой кровный родственничек, а с неудобными людьми тогда расправлялись круто.


Я думаю, экспертиза ДНК внесла бы настоящий хаос во все эти королевские династии. Пришлось бы переписывать историю.)) Наверняка бы выяснилось, что в жилах некоторых королей текла непонятно чья кровь, и вовсе даже не голубая.


Совершенно верно.
Вполне возможно, вопросы возникли бы и к Людовику 14 и к кое-кому из Романовых. И почему-то английский правящий дом не даёт разрешения на ДНК-экпертизу останков их королей и принцев.
Как говорится, не буди спящую собаку))))


С плюсами творится какая-то ерунда. Я третий (!) раз плюсую рецензию, и третий раз мой голос аннулируется.


Да, я тоже заметила, ни на рецензии, ни на комменты плюсы не сохраняются - поставишь, а при обновлении страницы он исчезает((
Каждый день новые фокусы и не в улучшение, а наоборот((