Больше рецензий

that_laowai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 января 2014 г. 15:30

2K

4

Буковски — это Селин для масс. Хоть по части желчности и мизантропии француз перещеголял янки (не смотря на немецкое происхождение это истый янки), последний в своей озлобленности совершенно обаятелен, чем и подкупает. И, в отличие от Луи-Фердинанда, его нельзя упрекнуть в занудстве; а его пессимизм остаётся при нём — вы уходите почти таким же чистеньким и благоухающим, испачкав разве только подошву, в то время как после Селина на вас живого места не остаётся.

«Хлеб с ветчиной» остаётся самобытной историей при том, что количество параллелей со «Смертью в кредит» велико: автобиографичность, тема отцов и детей, бунтарство против привычного уклада жизни, бедность, полная утрата веры в человека. Идя по следам Селина, Буковски изображает людей не более чем существами, способными только жрать, сношаться и избавляться от ранее съеденного. Оттого и женщины для него не более чем носители половых органов и обладатели аппетитных ляжек. Только на примере своего персонажа он демонстрирует, что неспособный ни на что с точки зрения общества новоиспеченный алкоголик и дебошир, может быть чище душой (что вообще фицжеральдовщиной отдаёт), чем люди, притворяющиеся праведниками и имитирующие собственную общественную полезность, каждый божий день выезжая на работу, которой у них нет. Более того, последние могут быть сущими монстрами.

Но, увы, многое порой звучит как оправдание его поступков. Мол, «я ненавижу баб, потому что вот какие они», «вот почему я пью и вот поэтому я выбираю сторону аутсайдеров» или «вот эти мерзкие людишки каким меня сделали». А каким, собственно? Почему сам Чинаски чувствует себя неправильным? С ним всё в полном порядке. Быть маргиналом в мире им изображённом — самое логичное и здравое решение. Не подходите к заведенному порядку? Поздравляю, вы — человек, вы спаслись.

Мне нравилось быть пьяным. Я понял, что полюблю пьянство навсегда. Оно отвлекало от реальности, а если мне удастся отвлекаться от этой очевидности как можно чаще, возможно, я и спасусь от нее, не позволю вползти в меня.

Буковски часто ругают за ненормативную лексику. Но ведь здесь отвращение вызывают вовсе не хлёсткие слова из трёх и пяти букв, а моменты, когда его мать называет мужа «папочкой». Вот от каких эпизодов действительно передёргивает. Этот ублюдок кроет сына ни за что на чем свет стоит, а она ему, якобы не замечая происходящего, «папочка, что приготовить на ужин». Ух, бл*дь! В такие моменты хотелось её просто взять и сами знаете что сделать. Ну конечно, мы слишком нежные, чтобы читать нецензурную брань, а так — читать про насилие в семье и равнодушие — это ничего, главное, чтобы без мата, без грубости.

К сожалению, при переводе игра слов в названии потерялась, и русскоязычный читатель может недоумевать, а при чем тут хлеб и ветчина? Был там какой-то бутерброд, который даже оголодавший пёс есть не стал... Может, главный персонаж чувствовал себя зажатым своими родителями и школой, как ветчина в сендвиче между хлебцами, который дают американским школьникам в качестве карманного ланча. Но «ham» называют так же плохого актёра, «rye» же - хлебную водку. Как ни странно, актёрствовать персонажу пришлось много, как и пить, и некоторые его игре действительно не верили, а вот подшофе он был очень убедителен.

Понравилось, как автор преподносит обстоятельства, в которых пришлось оказаться его альтер-эго. Америка тридцатых годов двадцатого века, периода Великой депрессии, под его пером получилась колоритнейшая. Она представлена не в тяжёлых, вымученных и напыщенных описаниях, а в персонажах и их реальных историях, что очень круто. Не смотря на общую кинематографичность происходящего, он передал ту атмосферу. Поэтому если у вас голод по подлинным вещам, настоящим, живым книгам, а все битники и им подобные читаны-перечитаны, то угоститесь этим сэндвичем.

Комментарии


По моему, очень понятно почему он так оправдывается, при таком-то вдалбливании отцом простых истин, что это плохо, что он спиногрыз, что не заработал. Осуждение с детства всегда накладывает отпечаток.


Похоже на то. Освободился от хлебцов, но остался в хлебных крошках.


Спасибо. Буковски очень хорош и как-то освобождает что ли, как ни банально.
Интересно что собственно детства-то в романе немного, Чинаски - уже взрослый, чуть ли не с пелёнок, и мысли у него что в 12, что в 62 почти одинаковые. Заспиртовался.


О, кстати, точное замечание, действительно так.
Что посоветуете из него для дальнейшего знакомства?


А с Буковски такая штука: он почти всегда одинаковый, можно с любого романа/рассказа начинать. "Почтамт" - производственные байки (для посмеяться), "Женщины" - треш, разврат и женоненавистничество, "Истории обыкновенного безумия" и "Юг без признаков севера" - примерно равнозначно хорошие сборники рассказов. "Голливуд" малозначителен, "Фактотум" у меня ещё впереди) Не считая стихов, которые ещё только начинают в России издаваться.


Осмелюсь посоветовать. Если это ваше первое прочтение Бука, и книга вам понравилась, то логично будет продолжить читать романы в порядке взросления и старения героя. Следующая остановка - "Фактотум".


На какие-то книги вас тянет! Нежизнеутверждающие!... (вспоминаю про Биг-Сур)
Но...захотела знакомиться с творчеством Буковски.


Они как прививки, укрепляют иммунитет.
Приятно, когда отзыв хвалят те, кто читал, но ещё приятнее кого-то убедить прочитать, спасибо.


прекрасная рецензия!


Благодарю!


Спасибо за рецензию! Книга уже куплена давно, но теперь наконец доберусь до Буковски. Тем более, время, здесь описанное, очень привлекательно для меня. Любопытно будет сравнить Америку Буковски 30-х с другой литературой, повествующей об этом периоде (например, с недавно прочитанными "Гроздьями гнева" Стейнбека). Наверняка, преломление сквозь разные призмы выявит много интересных отличительных особенностей.


Дополнит картину, в любом случае. Тут больше именно о людях и как они реагировали на сложившиеся обстоятельства, про менталитет.


Именно это и заманчиво: не голые факты, не обезличенная история страны, но история персонифицированная, раскрывающая себя через того или иного персонажа, прошедшая через осмысление конкретного человека или читающаяся между строк его жизни.