Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

14 марта 2023 г. 07:52

386

4

... я пытаюсь представить все как как трагедию, а он делает из этого водевиль и хохочет в голос.

Аргентинский автор Роке Ларраки написал короткий роман (скорее даже повесть - на 191 узкую страницу крупным шрифтом) об отсеченных головах и прочей шокирующей телесности, призванной проиллюстрировать некие важные размышления о жизни и смерти, а также о том, как самореализация может привести к насилию и объективации других.
Всё было бы замечательно, если бы в итоге вместо продуманной трагикомедии не получилось бы артхаусное драмеди, а завершенный сюжет автор не решил бы заменить на философские зарисовки с глубокой идеей, обитающие скорее в пространстве смыслов, а не внятных событий.

Книга неравномерно разделена на два разных повествования.
Действие первого, занимающего больше половины всего текста, происходит в Буэнос-Айресе в 1907 году и посвящено доктору Кинтане и его коллегам из лечебницы Темперли. Владелец заведения преподносит подчиненным идею шокирующего псевдонаучного эксперимента - отрубать головы живым людям, чтобы получить возможность поговорить о высоких материях с сохраняющей сознание еще 9 секунд после этого головой. В равной степени восхищенные и шокированные столь грандиозной задумкой, врачи принимаются разводить безнадежных раковых больных на согласие предоставить свое бренное тело на нужды науки. Параллельно этим попыткам узнать сакральную правду о загробной жизни развиваются похождения Кинтаны на любовном фронте. Наш герой влюблен в старшую медсестру Менендес, да вот только конкурентов у него многовато, и сам он решительностью не отличается, за что получает от предмета страсти насмешливый упрек в отсутствии самой дорогой для мужчины части тела.
Направление, в котором в итоге снесет Кинтану, и то, чем закончится история с Менендес, лишний раз подчеркнет сложность всех биоэтических проблем вместе взятых, а также жирно намекнет на истоки человеческой жестокости в пропитанном всеми видами конкуренции мире.

Затем роман перескакивает на столетие вперед, в 2009 год.
Вторая часть книги почти полностью состоит из письма аргентинского художника автору диссертации о его жизни и творчестве. Причины его знаменитости раскрываются постепенно - от детской популярности вундеркинда до последующих экстремальных манипуляций, связанных с трансформациями собственного тела. Безымянный творец неконтролируемо толстеет и худеет, выбивает у себя на лице татуировки с отчаянными надписями вроде "Посмотрите на меня" и "Прикоснитесь ко мне", отрезает палец ради организации современной инсталляции, а потом и вовсе начинает жить со своим двойником, мечтая красиво стереться из мира в рамках очередного шокирующего перфоманса.
При полном отсутствии врачей и загробной тематики мотивы тут звучат примерно те же, что в первой части - акцент на телесности, стремление к признанию (профессиональному и сексуальному) и ошибочные пути, которыми понятное и легко объяснимое с этической точки зрения стремление может в итоге исказиться до чего-то воистину уродливого и крайне неприятного.

Эксперимент самого Ларраки довольно интересен.
Зайдя на тему с двух, казалось бы, слабо совместимых точек зрения, со стороны науки и искусства, он, несмотря на значительные различия в сюжете, умудряется свободно переплести и отзеркалить все лежащие в их основе мотивы.
"Комемадре" не выглядит прямолинейным высказыванием на тему осуждения конкретных плохих поступков, роман скорее заходит на поле рассуждений о нашей способности к насилию, которая, к сожалению, гораздо более гибка, чем нам хотелось бы верить.
Удачным мне показалось и привнесение в повествование черного юмора - особенно в первой части, где реальные и фигуральные битвы самцов за место в социальной иерархии сопровождаются массой остроумных замечаний, абсурдных примеров самой мрачной комедии и уместной злой иронии.

Что не понравилось?
Характер реализации замысла в целом.
Текст намекает на многое, но сваливает всё в одну кучу - разум и креативность в качестве пособников каприза, трусости и жажды власти, критику склонного к манипуляциям здравоохранения и явные отсылки к политическому насилию сильных над слабыми, гротескное переосмысление сидящего внутри человека примата, насмешливое напоминание о модернизме начала 20-го века и шаблонности восприятия концептуального искусства.
Книга вызывает тревогу и очень неуютное беспокойство, а потом вдруг неистово зашучивает шокирующие сцены, подчас даже низкопробным фарсом.
Ларраки умело играет словами (спасибо переводчику!) и смыслами, но, кажется, слегка заигрывается.
Читатель обречен испытывать сомнения в происходящем и в своем к нему отношении, но рискует потерять главное за грандиозными метафорами, язвительным содержанием и комичным абсурдом (местами, правда, очень смешным).

Можно ли эффективно поднять вопросы жестокости, отчуждения и вины, колеблясь между художественным очерком на экзистенциальные темы и намеренно упрощенной комедийностью?
И были ли эти вопросы вообще здесь главными, среди многих, многих, очень многих прочих?
Я не уверена.

Вы, наверное, ждете, что я скажу вам: наука прежде всего. Мол, за этим экспериментом стоит высокая цель, оправдывающая все, что мы делаем. Но, знаете, это не так. Нет у нас такой цели, которая гарантировала бы нам душевное спокойствие. Мы хотим знать, что ждет человека после смерти? Ну так давайте узнаем, потому что есть средства для этого и потому что мы - первые, кому пришло в голову, как это сделать. Если результат нашей работы поможет человеку стать человечнее - великолепно.

Приятного вам шелеста страниц!