Больше рецензий

13 марта 2023 г. 14:53

668

4.5 Непередаваемо

Признаюсь, я начинала читать эту книгу с опаской.

По аннотации и отзывам мне казалось, что это что-то чрезвычайно мрачное, тягостное, утомительное, кафкианское (в плохом смысле слова), приводящее в состояние безысходности. Я копила ресурс на эту книгу и копила бы еще долго, если бы не предстоящее обсуждение книги в книжном клубе.

Итак, все оказалось совершенно не так. )

Сначала я действительно стиснула зубы и приготовилась к длительному путешествию по несимпатичному миру с несимпатичными персонажами, приготовилась испытывать отвращение и страх от чрезмерного описания вещей, которые я хотела бы развидеть. Я прочитала некоторое количество страниц книги со стиснутыми зубами, прежде чем заметила ... что вовсе не испытываю ни отвращения, ни страха, ни ужаса. Напротив, мне дико интересно, что будет происходить с героями дальше, и мне страшно нравится, как Мьевиль описывает ни на что не похожий мир.

Нью-Кробюзон — гигантский мегаполис, населенный людьми и представителями других рас. И вот тут я сразу скажу: мне показалось, что автор чертовски любит и этот город, и созданий, которыми он его населил! Да, местами он описывает омерзительные с человеческой точки зрения вещи, но секрет в том, что он не всегда описывает их с человеческой точки зрения. 

О, вот это поворот. Стоило мне абстрагироваться от своих переживаний и первых импульсов, я почувствовала себя проще и свободнее. Мне кажется, то чуждое нашей природе, да и ужасное, говоря начистоту, что встречается на страницах книги, может заслонить для читателя человеческой расы (!) все остальное. А ведь остального у Мьевиля навалом: он пишет об искусстве, о чистой радости творцов и ученых, о любви, о дружбе, об искренности, о разного рода уровнях взаимоотношениях — кого только в этом тексте нет! Он настолько увлеченно описывает бытоустройство, внешность и поведение различных существ — в том числе ужасных отвратительных мотыльков-убийц — что становится очевидно: автор ЛЮБИТ вот это все, созданное его воображением, любит искренне, видит так же хорошо, как мы видим нашу человеческую реальность, и очень хочет донести до читателя свое видение.

Знаете, мой читательский опыт подсказывает мне: когда автор сам испытывает отвращение к персонажу и не любит его, читатель не может этого не почувствовать. А пока я читала "Вокзал", меня не покидало ощущение, будто автор прыгает вокруг своего мира огромными радостными скачками, будто он сам полон любопытства и нежности. Да, Нью-Кробюзон местами ужасен, но местами он ... просто есть. Ну вот этот мегаполис, фантасмогорическое нагромождение районов со своими законами и особенностями, гнилые (а местами — чистые и быстрые: вспоминаю описание домов богатых водяных) реки, башни, ребра, многоуровневые дома, оранжерея, мосты и величественные дворцы, грязные лачуги и застекленные галереи ... это все будто слепок иной реальности, которую автор увидел то ли во сне, то ли под сильнодействующими веществами (то ли во сне под веществами).

Нет, я не полюбила этот мир и не хотела бы в нем остаться, но меня завораживает тщательность, с которой он прописан.

Главный герой. Кто главный герой этой книги? Какой хороший вопрос. Особенно этот вопрос становится актуальным, когда переворачиваешь последнюю страницу. Гаруда, крылатый человек, лишившийся крыльев и возможности летать, наказанный за какое-то преступление, или человек-ученый, который пытается найти возможность вернуть гаруду в небо? Фокус скачет с персонажа на персонажа, мне в этом видится отвлекающий маневр автора, потому что в самом конце, когда уже, казалось бы, все понятно, история гаруды получает неожиданное объяснение ... и заканчивается не вполне ожидаемым образом. И опять же, я-читатель здесь в роли наблюдателя, я приемлю этот поворот как "просто есть", а не как повод испытать разочарование/гнев/подставить нужное.

Ну и сама история. Как лихо закручен сюжет с страшными ужасными мотыльками, убийцами разума. Я преклоняюсь перед тем, как автор умело нагнетает саспенс. Айзек (ученый, который работает над тем, чтобы вернуть гаруде способность летать) случайным образом получает гусеницу, из которой непонятно кто непонятно когда вылупится. Гусеницу украл мелкий клерк, дурень, который решил подзаработать немного денег и не учел, что пять гусениц, переправляемые почтой, могут быть зародышами смертельного кошмара, который ни в коем случае не должен осуществиться.

До чего хорошо. А еще есть линия любовницы Айзека, хепри (получеловек-полунасекомое, на самом деле, все сложнее), художницы, которая получает внезапный заказ от главного наркобарона города.

А еще чистящая конструкция, в которую кто-то подсаживает вирус, вследствие чего она начинает мыслить. Вообще думающий пылесос — один из моих любимых персонажей тут))

И конечно, линии пересекутся.

А вокруг — огромное количество разного рода тварей, крылатых и не очень, ползающих, бегающих, паразитирующих, говорящих и стрекочущих, еще тут есть переделанные люди — люди, с которыми при помощи биомагии творили странное, добавляя к ним куски тел представителей других рас, предметы или вообще что угодно. В этой книге. Есть. Что. Угодно. Мы себе даже вообразить такое не можем — а оно там есть. И оно все как-то уживается, со-существует, соблюдает (или не очень) законы друг друга, уважает (или не очень) верования и обычаи. Кто-то писал о предельной толерантности этой книги, и я, пожалуй, соглашусь. Автор не только любит свои творения (даже самые ужасные), он еще и заставляет их всех как-то со-быть вместе.

В этой книге, как мне кажется, есть несколько пластов и несколько поднятых проблем. Конечно, это история о том, как добро побеждает зло, о том, как слабые и ничтожные очередной раз справляются там, где не справились великие мира сего. Страшные мотыльки побеждены, конец. Конец?

Это история об этике, о том, можно ли сбросить со счетов обычаи другой расы и признать чужой закон не имеющим для тебя значения, если ты дал слово другу, что ты ему поможешь. О, какой выбор. Тут ведь еще есть и азарт ученого, который почти разгадал загадку, почти нашел ответ на вопрос, почти пришел к цели, к которой шел долгие годы.

Это история потери и обретения любви, потери ... и не обретения чего-то очень важного. Что будет дальше? Здесь есть горечь недосказанности.

И к вопросу о недосказанности.

Я восхитилась Нью-Корбюзоном и авторским талантом, но я ни на мгновение не задалась вопросом, есть ли у этой истории продолжение. У меня не возникло побуждения немедленно следовать за героями туда, куда они отправились. Для меня история закончена здесь и сейчас, мне нужно время от нее отдохнуть, прийти в себя. Она слишком яркая, слишком большая, слишком насыщенная.

Пожалуй, это один из самых необычных читательских опытов за последнее время. Нет, я не берусь эту книгу рекомендовать всем подряд. Я убедилась в том, что она "попадает" далеко не в каждого (и это нормально), меня удивляет, что она попала в меня. Еще раз повторюсь: я этого не ожидала.



Комментарии


Какая нетривиальная история! Надо взять на заметку


Ни на что не похоже вообще. Фантазия у автора нереально работает