Больше рецензий

9 марта 2023 г. 20:39

703

5

Французская жизнь 12-летнего Мишеля красивыми волнами перекликается с историями мигрантов из Восточной Европы, оказавшихся в Париже 50-ых. Здесь и судьба французской семьи, и судьба страны, и просто отдельного человека. Людей из разных уголков мира заносит в клуб «Бальто», что прозван клубом неисправимых оптимистов.

«Каждый человек совершает в течение жизни некоторое количество ошибок, пытаясь объяснить себе, почему поступил так или иначе, думает, что могло бы его извинить или оправдать. Горше всего бывает осознать, что виной всему собственная глупость».

Жан Поль Сартр, курящий «Boyard mais», знаменитый некогда венгерский актер, талантливый врач, пилот, с которым не страшно подниматься в небо на железной птице, Мишель — первоклассный игрок в настольный футбол и загадочная тень Саша. Все эти люди — некоторые из героев романа, которые обязательно вам запомнятся.

Параллельно с описаниями жизни мигрантов и их судеб, борьбой Франции за Алжир, студенческие бунты и первого полета Гагарина в космос, главный герой влюбляется, много читает, до дыр заслушивает любимые рок-н-рольные пластинки, обретает и теряет, согласно законам жизни.

"Несколько месяцев назад эта музыка обрушилась на меня — без предупреждения, как рысь с дерева".

Мишель много фотографирует, одних только фотографий фонтана Медичи хватило бы на собственную выставку. И очень переживает за математику, которая как наука абсолютно ему не дается.

"Психиатров, мыслителей и министров народного образования никогда не волновали первобытные темные страхи, болезненные кошмары и непоправимые потравы, наносимые нашему сознательному и бессознательному контрольными вообще и контрольными по математике в частности".

Жизнь маленького человека помещена в книгу на уровне историй мирового масштаба, где каждый из людей — это не песчинка, и даже не вздох вселенной, а отдельная история, большая, многогранная, сложно устроенная и необъяснимая, также как появление человечества на земле. Но так как история все же человека маленького, в ней уютно сочетаются будни, решившего безвозвратно эмигрировать.

"Через неделю, в четверг, гуляш подавали как блюдо дня, и без двадцати час посетители уже съели все, что приготовила Мадлен. В следующие недели у бистро появилась новая клиентура. Все «парижские венгры» изустно передавали друг другу хорошую новость: на Данфер есть бистро, где подают гуляш, совсем такой, как в Будапеште. Порции большие, цена умеренная. Недостаток один - не хватает остроты, но тут уж ничего не поделаешь, французы - не венгры".

Признаться, концовка книги стала неожиданным поворотом, который оставляет странное послевкусие. С одной стороны неизбежность пути, с другой — целый пласт при жизни несказанного.