Больше рецензий

Rodyushkina

Эксперт

Чужих меж нами нет!

8 марта 2023 г. 11:58

164

3 8 столетий притеснений и борьба за независимость. Мое самое неоднозначное чтение

Дублин стал для меня самой неоднозначной книгой года. Мнение о том, что эта часть лучше "Ирландии" я не могу разделить, хотя примерно первую треть повествования я еще могла так сказать, и надежда на это появилась ближе к концу, но так же внезапно растаяла. А дело все в том, что в этой книге автор начал больше нудить: погружаться в политические конфликты, забывая о художественности произведения. Это не история живописной Ирландии, развивающейся во всех направлениях, это история об Ирландии, которая обрела независимость. И каково было мое разочарование, когда я осознала, что этот огромный том был посвящен на 85 % образованию республики на острове, а все прочие достижения страны в науке и творческих направлениях оказались некрасиво упомянуты в тексте, как бы между делом.

"Дублин" охватывает годы с 1597 по 1918 и встречает нас доктор Пинчер, который со взрывом фанатического духа кальвинизма врывается в Ирландию. Это, наверное, единственный персонаж, которого автор проработал с большим мастерством. Он иронизирует над Пинчером и пропагандируемой им верой, описывая его в смешных казусных ситуациях. Было по-настоящему интересно читать, как его унылая мрачная душа сражается с "дикарскими" кельтами и, "обреченными на ад" папистами.

О каких еще героях эта книга? Да о тех же, что в прошлой. Только здесь еще большее разветвление родословного дерева и несколько новых семейств. В какой-то момент я совсем перестала заглядывать в него, так как оказалось, что не все вымышленные герои туда занесены. Возможно, кого-то порадует возвращение Конала и Дейрдре, у которых, к моему счастью, уже не трагичная история любви, как в предыдущей книге.

Картина того, как Ирландия на протяжении 3 веков архитектурно и культурно расширяется, возможно, скудновата, но имеем то, что имеем: В 17 веке появляется почта, уличные фонари и театр.
В 18 веке архитектурный стиль сменяется на лаконичный георгианский и Дублин становится самой красивой столицей после Лондона и Санкт-Петербурга. Этот век славится своими композиторами, поэтами и музыкантами. На севере Ирландии процветает торговля льняным полотном.
В 19 веке были построены каналы, которые не только позволили перемещать товары в разные концы Ирландии, но и красиво облагородили страну. Телескоп "Левиафан", построенный ирландским астрономом Уильямом Парсонсом был самым большим в мире и позволил совершить несколько астрономических открытий.
В начале 20 века самыми популярными местами для работы стали пивоварня "Гиннесс" и кондитерская фабрика "Якобс". Создали Гэльскую лигу, чтобы возродить древние язык, спорт и некоторые старинные ирландские праздники. Появился кинотеатр "Вольта".

Вся религиозно-политичическая проблема Ирландии была в постоянных националистических мятежах. После раскола христианского мира приверженцы одной веры не стеснялись убивать сторонников другой, проливалось много крови. Но уже в 17 веке начали зарождаться мысли о лояльности. Многие солдаты отказались воевать, как бы ни умолял их Оливер Кромвель. "Вера – личное дело каждого", – говорили они.

Что мне нравится у Резерфорда с первой книги, так это то, как он описывает сражения. У него это выходит эпично, беспощадно, он задействует обе стороны, сначала описывая взгляд на сражение одной армии, потом их противников. Приход Оливера Кромвеля с армией круглоголовых в Ирландию оказалось поистине страшным событием для католиков и пресветерианцев. Для меня в том числе, потому что в сражении у крепости Дроэда погиб мой самый любимый персонаж. И самое ужасное, что это не героическая смерть, а абсолютно внезапная и безысходная. Я вообще заметила наклонность автора моментально избавляться от самых сопереживательных персонажей. Похожая ситуация была с желающим жить в мире и добре отцом, который выслушивает ненависть сына к своему роду, и в тот же вечер умирает от сердечного приступа.

Вся политическая деятельность Ирландии строилась на обмане и лести. Людям обещалось все, лишь бы они придержались мнения парламента и правильно отдали свои голоса. Таким образом в 1800 году Ирландия стала частью Англии, а обещанные титулы и деньги получили не многие. Для всех, кто подвергся еще большему социальному неравенству, а это опять же в основном католики, революционная Франция была идеалом правления. Сами описания того, как люди бунтовали против новой системы, объединяясь в тайные сообщества, были интересны, но автор настолько растянул эту тему, и описывал ее так сухо, что становилось ужасно скучно. Он продолжает писать об этом и во время Великого голода и после, но уже с женскими объединениями. Поэтому меня и возмутило, что роман так резко потерял художественную составляющую.

И вообще, еще с первых страниц книги я задавалась вопросом: где же все бедное население Ирландии? Почему автор описывает аристократичные семьи, или, по крайней мере, хорошо обеспеченные, а другую строну острова оставляет за кулисами? И вторая часть романа потрясла меня ужасающей правдой и событием – голодом в провинциях Ирландии. Как же так произошло, что в начале 19 века еще сохранились глиняные дома с соломенными крышами и земляным полом?? Описываемая семья, владеющая таким домом, и все ближайшие поселения, оказались в цепях голода. Картошечный вирус или грибковое заболевание из Америки добрался в Ирландию и перекрыл всю их торговлю, а власти не могли обеспечить их едой. Конечно, появились суповые кухни без супов и работные дома, но еды выдавалось очень мало – люди умирали. А чуть позже пришла эпидемия холеры, усугубившая ситуацию. Девушка из описываемой семьи потеряла почти всех родных в результате голода, ее сестре даже пришлось торговать собой, чтобы добыть немного денег. Хуже всего то, что Англия не хотела выдавать больше денег на помощь. Очень жаль, что за два тома бедное население описывалось лишь в одной главе.

Но самое большое негодование у меня вызвало то, что автор довольно хорошо раскрыл Джонатана Свифта – автора "Путешествий Гулливера", который на самом деле писал не детскую сказку, а политическую сатиру, а о Джеймсе Джойсе не упомянул ни единого слова. Он ведь легенда Ирландии, его Улисса в аэропорту раздавали бесплатно! Резерфорд все-таки не в 20 веке писал эту книгу и можно было бы о становлении писателя пару слов оставить, не смотря на то, что повествование оканчивается 1918 годом. До конца романа я надеялась на его появление, но получила очередную сводку о женских сообществах, которые принимали участие в сражении за республиканство. Концовка была местами страшная, потому что некоторых невинных людей приговорили к расстрелу, но в целом спокойная и радостная. А я была рада, что наконец-то дочитала этот мучительный роман.

Рекомендовать книгу могу, потому что об истории Ирландии наверное больше и нет таких цельных произведений. Но будьте готовы к тому, что роман может вызвать читательский кризис.

P.S. Дополняю рецензию спустя почти неделю.
Мое возмущение насчет Джеймса Джойса оказалось ложным. В книге упоминался "какой-то там Джеймс", который, открывши первый кинотеатр в Ирландии "Вольта", не мог привлечь туда зрителей. Но более никаких подробностей не было, и я отмела свои догадки. Автор очень хитер, ведь, оказывается, это реально был будущий писатель. Джеймс Джойс открыл электрический кинотеатр при помощи итальянских друзей, но быстро разочаровался в своем предприятии: дублинцы избегали европейского кино. Я не стала редактировать свое негодование, потому что это не отменяет того факта, что писатель не был упомянут должным образом