Больше рецензий

7 марта 2023 г. 11:57

197

2.5 Спойлер А можно нам других астронавтов?

Недалекое будущее. США потерпели поражение во Второй космической гонке и НАСА почти полностью лишилось финансирования. Космосом правят частные компании. Вдруг в Солнечной системе появляется объект, подозрительно напоминающий инопланетный космический корабль, который направляется прямиком к Земле. Интригует, да?

Справедливо отмечу, что задумка книги хороша. Особенно тем, что “Чужие” не реагируют ни на какие попытки установить контакт и двигаются по такой траектории, что просто-напросто протаранят нашу планету. В таких условиях установить “первый контакт” уже не просто желание, но необходимость. Безусловно это нагнетает атмосферу.

Для меня история развалилась из-за персонажей. Наших главных героев четверо (вот они слева-направо): женщина-астронавт, которую все винят в поражении во Второй космической гонке, женщина-астробиолог, несколько наивная, но самая сообразительная из всех, мужчина-астрофизик, который и обнаружил объект первым, и мужчина-офицер, каждая реплика которого раздражает.

Больше всего автор фокусируется на женщине-астронавте – Салли Дженсен. Но при этом практически все, что мы о ней знаем, так это то, что она уже много лет страдает из-за неудавшегося полета к Марсу (тогда она была командиром). Ее преследуют “призраки прошлого”, попытка найти искупление за погибшего товарища-астронавта. Тут раскрывается в чем беда:

спойлер

Автор открыто говорит нам, что у Дженсен не было другого выхода, кроме как пожертвовать одним, чтобы спасти двух других членов команды. Кроме того, согласно сюжету, проблема так-то была не в ней, а в отказе одной из систем корабля, утечке. Если уж кто и убил этого бедолагу-астронавта из ее команды, так это либо случайность, либо какой-то инженер, либо механик, обслуживающий корабль.

И я могу понять, что Дженсен сама винит себя: это психологическая проблема. Я могу понять, что обычные люди могут винить ее: они не в курсе всех деталей или конструкций корабля, кроме того, всегда проще найти козла отпущения. Но почему все остальные считают ее виноватой, а особенно люди, которые знают (или могут знать) все детали трагедии, люди, которые должны разбираться в устройствах корабля, я так и не поняла.

свернуть

Поэтому трагедия Дженсен перестала работать где-то на четверти книги. И ее слова и самобичевание начинают вызывать скорее раздражение, чем сочувствие. Как, впрочем, и обвинения в ее адрес от других членов команды.

Остальные персонажи тоже ведут себя странно местами, очень шаблонно, и как читатель, я потеряла ощущение реальности происходящего. Автор мало рассказывает нам о прошлом персонажей, мотивация каждого слишком проста, а цели слишком возвышены и иногда лишены логики.

Есть у меня вопросы и к тому, что из-за одной неудавшейся миссии правительство вдруг прекратило финансировать свою же структуру. Разве провальная миссия Дженсен это первая катастрофа у НАСА? А как на счет шаттла «Челленджер» или шаттла «Колумбия»? Да, я могу допустить, что в будущем появится больше частных космических компаний, но разве со стороны правительства (любого, не только США) логично настолько сильно потерять свое влияние в космосе?

Все, что касается, самого объекта, осознания людьми, что мы не одни во Вселенной и что не стоит применять наши “земные” представления к инопланетным явлениям – выполнено хорошо. Не могу судить о том, насколько главная интрига инопланетного объекта возможна с научной точки зрения, но это все же что-то новое и необычное, за это и плюс книге.

Честно сказать, стиль повествования “Последнего астронавта” очень похож на сценарий. И если бы кто-то снял фильм по этой книге, я бы посмотрела, потому что мог бы получиться неплохой экшн.

Но если кто-то думает читать эту книгу из-за того, что в жанрах указаны “ужасы”, вас точно ждет разочарование. Здесь есть страшные, неприятные моменты, но нет чувства всепоглощающего страха (ну или он просто плохо прописан).

Книга прочитана в рамках игры "Таинственный замок" в группе "Тьма наступает"