Больше рецензий

Feana

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 января 2014 г. 23:26

114

4

Грасс подробно и даже дотошно описывает Германию до и после Второй мировой войны с единственным магическим допущением: главный герой — младенец, с первых минут ясно осознающий себя в мире и так же ясно отказавшийся расти в трехлетнем возрасте. В этой-то неправильности логики и происходит преломление света — и роман из обычной реалистической книги превращается в нечто большее. Чтобы писать об ужасах двадцатого века и достучаться до читателя нужны именно такие «неправильности», обычные способы изложения уже не справляются. (Пророком в этом смысле оказался Кафка.)

Большая, сильная книга, которую читать непросто, но я бы посоветовала взяться за нее ради двух вещей:

Во-первых, сцена, когда у главного героя-карлика хоронят отца-нациста, и он должен принять решение — начинать ли ему расти до взрослого человека или продолжать прятаться в теле ребенка, не брать на себя никакой ответственности за свои поступки: тут — подговорили большие ребята, там — обманули нацисты, здесь — поляки сами виноваты, и так далее. Мой пересказ беспомощен, но это было одно из сильнейших моих впечатлений от книг. Где-то на уровне Кафки, когда причины произведенного текстом эффекта невозможно внятно облечь в слова.

Во-вторых, музыка. Книга просто наполнена музыкой — благодаря барабану Оскара темы и сюжетные линии романа превращатся в тональности и мелодии некоего огромного концерта.