Больше рецензий

Dolores_C

Эксперт

по книжным чертогам

28 февраля 2023 г. 20:24

177

3.5 «Война с саламандрами» на минималках

картинка Dolores_C

Я люблю Уиндема не слепой, но осознанной любовью. В том, как он пишет, есть что-то особенное, как сейчас говорят, олдскульное. Узнаваемое. Я вижу все несовершенства Уиндема, но каждый раз берусь за очередную его книгу с таким предвкушением, с каким бы шла в гости к любимому дядюшке, чтобы, сидя на кухне, послушать его фантастические истории. И вот он разливает по чашкам чай, зажигает лампу с оранжевым абажуром, которая висит низко над столом, и начинает свой рассказ. Я подпираю рукой подбородок и слушаю. И пусть на ободке чашки есть сколы, а сам чай едва тёплый, и пусть кухня совсем крошечная, а стул подо мной страшно неудобный и скрипучий — пусть. Мне всё равно почему-то хорошо, тепло и уютно, так спокойно. Я слушаю, и улыбка не сходит с моих губ.

Вот такие вот ассоциации вызывает во мне Уиндем. Вот такой вот он, мой личный Уиндем.

Но отставим в сторону лирику и перейдём к кракену, который пробуждается.

Собственно, никакого кракена тут нет, а кто есть — тоже не совсем понятно. Обидно, досадно, но ладно. Как часто бывает у Уиндема (да и вообще в социальной фантастике), это не так уж и важно. Фантастическая составляющая — всего лишь выходящая за рамки обычного ситуация, в которой оказывается человечество, раскрывая при этом всю свою подноготную. Поэтому в главной роли тут не какая-то злобная космическая тварь, пытающаяся захватить нашу любимую планету, а, собственно, мы — люди.

Уиндем в сатиричной манере проходится по общественности, которая упрямо верит в то, что всё обойдётся, кто-то обязательно придёт и починит привычную жизнь. Вместе с тем люди всегда боятся чего-то нового и неизведанного, боятся того, чего не понимают.

Обыватель при виде всего нового и необычного пугается и говорит: «Уничтожить, и побыстрее!

Да, мы боимся, но упрямо верим, что всё обойдётся. Надежда в нас неистребима. Может быть, именно поэтому мы ещё не вымерли. И даже не собираемся вымирать.

Проходится Уиндем и по правительству, которое до последнего делает вид, что ничего страшного не происходит, мол, бояться нечего и бла, бла, бла — одним словом, занимается сплошной болтологией и спасением собственной шкуры.

Один из основных выводов, которые можно сделать, прочитав «Кракен пробуждается», заключается в следующем: если случится какая-нибудь ж..а, человек должен рассчитывать исключительно на себя, никто его спасать не кинется, а уж правительство тем более.

Ну и конечно, отдельное, почётное место Уиндем отводит Советскому Союзу. «Красные» здесь карикатурно глупы и узколобы. Они с завидным упорством, словно попугаи, всю книгу твердят: «Всё происходящее — происки капиталистического Запада, а мы за мир во всём мире!» Поначалу и Запад придерживается мнения, что «в каждой непонятной ситуации нужно винить русских». Что тут скажешь? Достаточно вспомнить, в каком году была написана книга. Какие времена, такие и книги.

Сама я отношусь к этому вполне спокойно: уже давно выработался иммунитет. Но если вас от подобной «любви» к русским бомбит, то имеет смысл запастись огнетушителем перед тем, как приступать к чтению: полыхнуть может не по-детски.

И ещё одна основная мысль, которую несёт в себе книга, заключается в том, что двум разумным цивилизациям никогда не ужиться в одном месте. Борьба за господство неизбежна.

Жизнь во всех её формах — борьба, и Разум — самое мощное оружие в этой борьбе. Разум — абсолют, а двух абсолютов быть не может.

«Кракен пробуждается» — это хроника одного инопланетного вторжения. И, как любая хроника, роман последовательно пересказывает самые значимые, ключевые события. Поэтому в книге почти нет подробных и красочных сцен, нет внутренних самокопаний героев. И моментами этого очень не хватает. Диалоги сбивчивы. Финал… ну, финал очень в духе Уиндема. Мне нравится, когда авторы фантастики не подводят жирную черту, а рисуют размытую, акварельную картину будущего, подсвеченную лучами надежды.

Несмотря на все недостатки, моя оценка была бы выше, если бы в прошлом году я не прочитала «Войну с саламандрами» Карела Чапека. Поэтому «Кракен пробуждается» показался вторичным. Уиндем будто бы рассказал мне историю, которую я уже слышала раньше, причём в более удачном исполнении. Между этими книгами действительно много параллелей: и в сюжете, и в подаче, и в сатиричной манере, и в поднятых вопросах. Как бы я ни любила Уиндема, но «Кракен пробуждается» проигрывает «Войне с саламандрами» по всем фронтам, увы.

Но старину Уиндема я всё равно люблю, вот.

В завершении не могу не привести здесь текст залихватской песенки, со скуки написанной одним проходным персонажем:

Я сижу в лаборатории,
Раскалился добела,
Ксенобатоинфузория,
Ты с ума меня свела!
Ох, вы, атомы ядреные,
Термоядерный утиль!
Что ж вы, неучи, ученого
Подвели под монастырь?
А когда не торопили бы,
Я бы горы своротил,
Некробаротерапию бы
Шаг за шагом воплотил.
Я настроил бы локаторы,
Я бы выждал до утра,
Взмыл бы в небо авиатором,
Жахнул сверху… и ура!

Книжный блог Книжные чертоги