Больше рецензий

27 февраля 2023 г. 08:10

885

5 Выбор без выбора

Заметила за собой, что питаю необъяснимую слабость к произведениям с такой вот структурой: когда настоящие герои-звезды и происходящие с ними драматические события подаются через восприятие непримечательного статиста  (чаще всего отличающегося только своей наблюдательностью и способностью в красках описать события) и его рефлексию. Здесь же молодой рассказчик не просто рамка, рупор для основной истории, но ко всему еще и пышет со страниц своей юностью, тестостероном, амбициями и пусть и достаточно осведомленной, но все-таки наивностью.

Очень хочется почему-то сравнить молодую Зофью с Софьей Петровной Лидии Чуковской... Ведь есть у них что-то общее, правда? Однако Стайрон беспощаден к своей героине и приводит ее к долгому мучительному акту самоуничтожения в порочной любовной связи, полной унижения и изощренного насилия. И там такая хрестоматийная картинка роковой болезненной созависимости, что просто, Фицджеральд, извини, подвинься!

Софи - крайне ненадежная рассказчица. Она обманывает, недоговаривает и часто меняет свои "показания". Это осознает и Стинго, потому и старается сопоставлять ее историю с официальными данными о Холокосте, лагерях смерти и их сотрудниках (и, да, Холокост - это не только про евреев). Еще одним шагом автора от вымысла к реальности стала и стилизация романа под мемуары ловким вплетением в сюжетную канву настоящих фактов своей биографии.

Ярко и выразительно по ходу повествования проводится препарирование национальных чувств: патриотизма, вины, солидарности, национализма, расизма и нацизма. Намечена легкими штрихами параллель между американским рабством, а затем расизмом и "еврейским вопросом" в Германии. Все это увязывается в одну систему и тщательно исследуется. Очень основательно автор проходится и по психоанализу.

Все новые и новые тайны открываются по ходу повествования. И как будто затянутая и скучная поначалу вещь все набирает, набирает обороты, втягивая, всасывая читателя в свою воронку. Жестокую, мучительную, порочную... По сути вся жизнь Софи (как и любого из нас) - это выбор. Причем по Стайрону это выбор без выбора, ведь итог все равно один. И это очень созвучно моему фатализму.