Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 января 2014 г. 10:17

442

4

Общее впечатление от этой книги - здесь вам не там.
Вот, например, у буддистов есть сутры, где расписаны методы медитации и визуализации - пусть и не все там понятно, но наверняка есть разные на этот счет толкования всяких гуру. В исихазме на тему медитации мы имеем шиш. Все пишут о том, как хороша умная молитва, но никто не пишет, как ею конкретно заниматься. Потому что "твори молитву с такого-то часа по такой-то" это, сами понимаете, не пояснение. Нил Сорский, потом Игнатий Брянчанинов, а теперь и нынешние отцы, кто поумнее, говорят, что духоносные наставники иссякли и надо учиться по книгам. Но в последнее время я все больше уверяюсь в том, что по книгам ничему научиться невозможно, если нет живой традиции и живых учителей. И эта книга - тому очередное подтверждение.

Во всем этом томе исихастских текстов есть единственный текст собственно про молитву и ее технику - "Метод молитвы и внимания" (автор - то ли Симеон Новый Богослов, то ли кто-то из предпаламитов). Про него я уже подробно писала, что это малосодержательная и абсолютно неясная инструкция, из которой лично я вынесла когнитивный диссонанс.

Иоанна Карпафского я пропустила, т.к. когда-то уже его читала и помню, что там в основном ободрения монахам, впавшим в уныние, и всяческое мусоленье темы, что одна слезка монаха, пролитая в унынии, дороже сотен добродетелей мирянина. Каждый хвалит свое, известное дело. Возводить эти поучение в аскетический абсолют, вестимо, было бы глупо.

Есть там еще анонимное толкование на Иисусову молитву - сплошь экзегеза.
Симеон Евхаитский. Уже не помню, про что там было, должно быть, что-то традиционно благочестивое ))
Трактат некоего Дионисия монаха о том, что нефиг только Иисусову молитву творить, а надо петь божественные гимны - довольно занятная апология православного богослужения, точнее, того, что надо ходить на службы и вникать в их содержание, а не только в келье торчать.

Григорий Палама, трактаты против Акиндина. По-моему, хватило бы и одного. Его я еще прочла, уже после всего остального, но на втором трактате я откровенно заскучала. Все это довольно однообразно. Интересны лишь примечания издателей о том, где Палама смухлевал в цитатах из св. отцов - неполное цитирование, частичное искажение смысла, несуществующие цитаты итп.

Кстати, на месте издателей я бы сделала побольше примечаний. Можно было бы кое-какие аскетические и богословские термины пояснить хоть немного. А так - эта книга абсолютно не для широкого читателя, ее и верующие-то далеко не все поймут, а уж светские люди тем более.

Каллист Ангеликуд - считай, последний византийский мистик. "О божественном единении и созерцательной жизни" и еще один трактат. Производит впечатление неоплатоника. Жить вообще грех, думать не следует ни о чем, кроме Единого, любить не следует ничего, кроме Единого, итп, итд. В общем, первый трактат в итоге меня привел в раздражение: по сути это восторженное описание земли обетованной, которая находится хрен знает где и войти в нее хрен знает как. Второй трактат тоже ничего особо на тему практики не проясняет.

Филофей Коккин, слово к ученику о том, как пребывать в келье. Я впечатлилась, да-с.

Марк Ефесский, главы о божественной сущности и энергии - интересно как рецепция паламизма 100 лет спустя.

А вообще, дочитывая книгу, я подумала: а из чего, собственно, следует, что эти монахи, которых защищал Палама, действительно видели Фаворский свет и эту самую божественную энергию? Только из слов самих этих монахов? )))
А так-то все эти богословские изыскания о сущности и энергии суть чистой воды средневековые диссертации. Кто кого удачнее цитатами из отцов забил, тот и победил.

Никакой практике молитвы научиться по этим книжкам невозможно, как и отличить божественный свет от небожественного, буде даже ты что-то там узришь. А учителей молитве в православии нема, даже и спросить не у кого, что все эти святоотеческие словеса означают. В общем, так мы непросветленными, видно, и помрем )(

Комментарии


Видите ли в чем дело, мой корнет...

Если Вы хорошо понимаете, почему в схеме "незнание-мнимое знание-знание" в православной аскетике отработана вторая часть, а третья опускается, а в католической аскетике наоборот, то тогда Вы не удивляетесь, почему все эти тексты не есть руководство по медитации из 12 шагов, почему автор уходит от конкретики, если он ее знает (я не о Филофее), и тд.

Никакого впечатления неоплатоника Каллист не производит. Уж поверьте.


Здравствуйте, милейшая Kassia)
Вы зря так строго судите древних авторов, да еще и монахов. Сами по себе эти монахи - люди, зачастую, непонятные, да и в принципе не старающиеся быть понятными для мирян. Их дело - молитва, а не пересказ того, как она правильно совершается. А те споры, которые между ними происходят, относятся тоже к монашествующим и ведутся для помощи тем, кто уже встал на путь молитвенного делания и хочет хоть как-то разобраться. Это хорошо поясняет святитель Игнатий Брянчанинов в Аскетических опытах (1 том, О молитве Иисусовой). Не знаю каково отношение Ваше к Православной Церкви, но смею предположить, что к монашествующим Вы не принадлежите. Так же, имея возможность учиться в духовном учебном заведении и занимаясь вопросом молитвы, хотел бы обратить внимание на то, что жизнь монашеская и обычная приходская жизнь (не говорю уже о светской жизни или жизни с безразличным отношением к Церкви) отличаются качественно. Отличаются, конечно же, не тем, что одни - праведники, а другие - грешники, но условиями жизни. Монах имеет возможность заниматься умным деланием, а мирянин не имеет такой возможности, т.к. ему практически невозможно отвлекаться от событий жизни, от которых зависит его жизнь, здоровье, благополучие его и членов его семьи. Монах же преднамеренно отрекается от этих событий, чтобы используя в т.ч. "методы", описанные в книге, открывать для себя новые горизонты духовного мира, новые переживания, новые мысли и новые поведенческие принципы. Открывать свою веру.
Посчитал необходимым высказать замечание к Вашему комментарию, т.к. вижу важным понимание читателями книги этой разницы между монашествующими и не монашествующими. Разница эта зачастую носит огромный разрыв в духовной опытности (одно дело читать, а другое - выполнять написанное), потому и понимание иных вещей не для всех открыто. А заблуждения в этих вопросах настолько опасны, что люди способны помрачить свой рассудок при настойчивых попытках что-то понять теоретически, не принимая практических усилий, либо пытаясь использовать "механизмы" молитвы, но не вникать в суть Православного учения. Об этом так же хорошо пишет Игнатий в месте, указанном ранее.
Прошу прощения за то, что смею Вас поправлять, но надеюсь на взаимность в стремлении найти золотую середину между нашими различными точками зрения и желание найти взаимопонимание!


)))) Внешность, знаете ли, обманчива. Я в православии с 1990 г. Я монахиня с 2006 г. Правда, в монастыре я не жила и не живу (и слава Богу, с учетом того, чтО сейчас в монастырях делается, имела возможность повидать и сама), но православных практик я попробовала за 25 лет разных, так что с предметом знакома. Я защитила диссер по православному богословию. Я прочитала кучу православных книг, и неправославных тоже )) Не надо мне объяснять, что такое православие и чем монахи от мирян отличаются, мне это отлично известно, я еще и Вам это объяснить могу. Равно как и насчет практических усилий и прочего. Но Брянчанинова я не считаю человеком, способным научить современных людей чему-то толковому. В наш невротический век таких авторов лучше читать поменьше. Кстати, только что был у нас о нем разговор в фб https://www.facebook.com/kassia.senina/posts/1126789744048394