Больше рецензий

19 февраля 2023 г. 12:27

929

5 Вся правда до донышка

Вы когда-нибудь играли в игру - "Расскажи всю правду обо мне"? Если нет, то никогда не пытайтесь и не искушайте судьбу - потеряете друзей или испортите отношения с коллегами. Могу сказать по своему опыту, что когда, испытывая любопытство, спрашиваешь знакомого - какой ты меня видишь? - это заканчивается сопротивлением, неприятием чужого мнения, которое часто бывает очень субъективным и навсегда врезается в твою память.

Вот такой, так сказать, игрой занялись сразу две компании ночью после выпускного вечера. Группа учеников на прогулке и группа учителей в учительской. Только не случайно так получилось. Толчком к подобным разговорам послужила заключительная речь самой успешной выпускницы школы, поразившая всех присутствующих.

— Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный.— Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!..
И по актовому залу пробежал шорох.
— По какой мне идти? Давно задавала себе этот вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю... Школа заставляла меня знать все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается трудней, значит, этому ненравящемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и... и не смела сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и... школы. И тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!

Я думаю, что каждый из нас испытывал похожие чувства, оставляя школу и вступая во взрослую жизнь. Ощущение такое, будто рельсы кончились и начались одни сплошные ухабы - неуютно, трудно, страшно... А дорогу верную выбрал? А вообще, знаешь ли ты, кто ты и чего хочешь в этой жизни? Тема длинная, не на статью, а на множество книг и разговоров. Но повесть немного о другом.

Неким укором и разочарованием стали подобные речи для учителей, возлагающих надежду на таких учеников, как Юлечка - гордость школы, а так растерянна. Так может они виноваты, учителя? Или система образования в стране подкачала? И это в то далёкое советское время. Лично я за свою жизнь слышала два отрицательных мнения о нашем образовании. Его обвиняли в том, что оно слишком разностороннее, а не как, например в штатах, где готовят узконаправленных специалистов. Ну с этим обвинением я никогда не соглашалась. А вторая претензия в том, что методика преподавания - слушай и запоминай, а не мысли и твори. И именно в этом героиня книги, завуч, обвинила старую "литераторшу". Что ж, в этом есть доля правды. По своему опыту скажу, что из тех многочисленных историков, меняющихся у нас с завидным постоянством, я запомнила уроки той, которая не просто монотонно бубнила нам материал, вызывая сон, а заставляла рассуждать и догадываться в течении всего урока. То, до чего додумался сам, никогда не забудешь, а остальное можно и проспать. А вы как считаете?

И пока учителя мерились силами и сравнивали методики, ходя по тонкому краю, рискуя сорваться в пропасть полного разлада в отношениях, несколько уже бывших их учеников во главе с известной нам разочарованной Юлечкой заигрались на лавочке. Пустые молодёжные разговоры переросли в серьёзную драму, я бы сказала в психологический триллер, тема которого освещена мною в первом абзаце. Жертва чужих признаний выбрала себя сама и получила по полной, так сказать. Затем, он, кто явился жертвой, открыл ответный огонь на поражение, чем вызвал нешуточное желание расправы. В общем, это сюжет, и я не буду спойлерить. Только вот что заметила. Не смотря на то, что молодёжь вела достаточно резкие разговоры, темы, поднимаемые в анализе своего одноклассника, меня приятно удивили. Добро, зло, отзывчивость, самопожертвование, ответственность. Очень я сильно сомневаюсь, что современное поколение будет предъявлять претензии друг другу в этом ключе. Почитайте и решите для себя сами, не перегнул ли автор палку, заведя разговор выпускников за грань. Или это был некий приём?

Одним словом, повесть мне очень понравилась. Она перенесла меня в моё детство. Я побывала и в учительской, и на выпускном, прошлась по улицам ещё не тронутых перестройкой. И что самое удивительное, даже умилилась этой, на мой взгляд, наивной молодёжи прошлого, не смотря на то, что на какой-то момент, они были вовсе не безобидными. Но я верю в доброе начало в людях, поэтому, когда наступает рассвет, зло рассеивается вместе с темнотой, а кошмарные сны становятся лишь воспоминанием. А за такой приятный экскурс в детство благодарю licwin, посоветовавшего книгу.


Комментарии


Отличная рецензия, просто отличная.
Вот ещё триллер про школу того времени Людмила Разумовская - Дорогая Елена Сергеевна .


Спасибо большое)))


Замечательно написала, Татьяна! )
Кстати, если бы ты поблагодарила Валентина в разделе "Благодарности", а не в тексте рецензии, то он получил бы специальное уведомление об этом, что было бы ему приятно. )


Рада, что понравился отзыв))

Я не знала, что это за раздел, кстати) Надо исправляться, но я думаю, что он и так увидит))


Ты можешь прямо сейчас и исправить, это никогда не поздно сделать. Зайди в свою рецензию и отредактируй её, перенеся благодарность в специальное окно, расположенное ниже.

я думаю, что он и так увидит))

Когда он увидит, неизвестно. А так сразу и прибежит. )))


Увидел, увидел))


Ура! ))) Но согласитесь, что благодарность всё-таки лучше размещать в специальном окне, чтобы пришло уведомление. У меня не раз такое было, что меня упоминали в рецензии, которую я, к сожалению, читала далеко не сразу и поэтому реагировала с опозданием.


я тоже не знал про специальное окно


Оно сразу под окном рецензии расположено. И отредактировать рецензию можно в любой момент. Кстати, там даже есть просьба не включать благодарности в текст рецензии. )


Кстати, про историков. У меня их было три. В восьмилетке нам читал ее бывший секретарь райкома партии и читал очень вдохновенно и на каждый урок входил как на трибуну. В десятилетке учительница что-то монотонно говорила и хотелось очень спать под ее сказки. В институте История КПСС была лишь один семестр и мы пришли из армии в конце его, практически прямо на экзамен. Мне попался билет про народников, плавал я там, пытаясь не утонуть. Ладно, сказал, преподаватель, учитывая армейское прошлое и пролетарское происхождение ставлю Вам пять. Так с его легкой руки я и закончил на красный диплом) Вообще , Вы правы, в детях нужно развивать свободное творчество. Это они надолго запомнят)


На мою долю пришлось 5 учителей.

А вообще во время недавней переподготовки на педагога, узнал все многообразие форм, методов, стилей обучения, образовательных всяких парадигм. Многое опробовали на нас, некоторые вещи запомнились и понравились. Жаль только что в жизни в основном бубубу да бубубу(


Видимо, и в наше время все педагоги использовали разные методы. Одни бубубу, от чего хотелось спать, а другие - более прогрессивные, за что им и спасибо!
У физика была метода : кому хватит тройки - налево, остальные - направо.

Вы имеете в виду Вашего физика? Или из книги?



Того, кто учил меня, с фамилией Романов.

Там же тоже у физика, по моему такой подход был, и я поддерживаю дифференциацию среди учеников. А второй , математик, ратовал за обучающие фильмы. Тоже тема актуальная. Сейчас без презентации, как минимум, в аудиторию не заходи. А если были бы и теперь фильмы с лучшими практиками, то это было бы замечательно. Я тоже вот говорил в универе - много можно говорить , а вы вот сводите нас на урок к лучшему педагогу города. Не сводили(( И меня , в принципе, и видео с его урока устроило..


С дифференциацией я пожалуй соглашусь, только вопрос, когда её начать применять? Время нужно для определения направлений, в кототом хочет двигаться человек, тут надо быть аккуратным. У нас, например для 10-11 классов сделали 3 - математическое, гумманитарное и естественное.
А призентации для знаний, по-моему, не дают ничего, разве что для оценки.

дифференциация должна быть и предметная и уровневая. В том же 9 классе было уже сразу видно, кто зря штаны просиживает. У меня были одноклассники, которые так и говорили - мне это не надо, я буду трактористом. Для них та математика была темный лес, а я просто скучал на этих уроках


Ну вот да, к 10 классу только и видно, кому куда дальше, не раньше, я думаю.

я думаю что после базовой уже можно разделять