Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 января 2014 г. 14:30

176

3

Круги, спирали, кресты, квадраты,- все эти необходимые атрибуты того или иного лабиринта, повторяются от Огненной земли и Тасмании до готических соборов Шартра, проходя через тысячелетия человеческой истории и десятки цивилизаций.

Сделанные человеческим сознанием и человеческими же руками, не имея аналогов в природе, лабиринты – суть в чистом виде деяния исключительно человека. Временная и пространственная трансцендентность не делает их понятными, не превращает в открытые книги, не дает некоего универсального ключа-волшебной палочки понимания всего созданного из камня, торфа, садовой и парковой зелени – деревьев и кустарников.

Книга построена в виде исторических очерков той или иной эпохи существования лабиринтов, которые, как предупреждает автор, не следует отождествлять с путаницами. От античности, средневековья к нашим дням, через все или почти все страны, где было найдено хоть отдаленно похожее на лабиринты, от мифологии к трагедии 11 сентября в Нью-Йорке. Какие крупные концепции лабиринта рассматриваются в книге?

Лабиринт – это что? Нынешняя интерпретация лабиринтов Римской империи – лабиринт есть отражение, символ, знак государственного строительства: от центра, Рима, к периферии – провинциям империи. Римские лабиринты не центростремительны, они – центробежны. Приходит другое время и уже город как дело рук человеческих рассматривается как огромный лабиринт, построенный и живущий по собственным законам. В момент трагедии 11 сентября и после неё люди усиленно передвигались по улицам-дорожкам, из которых и составлен лабиринт по имени Нью-Йорк. А ещё есть соборы-лабиринты, где люди передвигаются, руководствуясь определенными идеями, в направлении совершенно понятной цели. И полуарки готических соборов 13 века – иллюстрация символического крестного хода, который должен повторить крестный путь скорби к Голгофе, пройденный Спасителем.

Но есть лабиринты, не имеющие никакого отношения к сакральному. Они рождены жизнью, бытом и тем, что её, эту повседневность наполняет: праздники, игры, забавы, забота о сохранении собственности (в соответствующих местах наносились определенные знаки-обереги). А ещё была неугасимая тяга человека к украшению своей земной юдоли, когда на меловых холмах, откосах Англии и северных провинций Франции появлялись громадные рисунки, выполенные той же самой техникой, которую использовали для создания лабиринтов.

Что же такое лабиринт? Существует ли если и неисчерпывающее, то достаточно непротиворечивое, обобщенное определение лабиринта, всех его смыслов и значений? Что это – лабиринт? Что он символизирует? По большому счету он – символ чего угодно. Как и любой знак, выведенный человеческим сознанием для шифрования того, что должно быть спрятано, укрыто, что должно быть понятно посвященным. О некоторых значениях я написал выше. А ещё есть попытка связать-объяснить лабиринт с помощью квантовой физики, прочесть или увидеть некое сходство, некую модель бесконечно огромной Вселенной, модель, которую может сегодня создать человеческий мозг. Например, с помощью теории струн. По крайней мере, так говорит автор.

Книга – специфическая и её аудитория по определению – специфическая.
Книжка из подборки «100 книг, которые нужно прочесть прежде, чем…».