Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

14 февраля 2023 г. 19:13

356

3 Жить своим ремеслом

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт.
Зачастую крайне непросто разобраться в отношении к биографии какого-либо человека. Обычно это связано либо с излишней идеализацией, либо с откровенной сухостью текста, который не даёт адекватного представления о персоне. Эта книга не стала исключением.

Текст переведён нормальным русским языком, но вот стиль повествования получился не самым удачным. Автор приводит слишком много личного мнения в отношении мыслей героини. С одной стороны, это неизбежно, если человек пишет о том, что его волнует. С другой стороны — раз это биография, хотелось бы увидеть бо́льшее уважение к фактам и датам вместо сентиментальных соплей.

Далее.

Систематизация информации в наличии, но весьма относительная. Вроде как рассматривается один период жизни Коко, но автор то и дело откатывается на фразы в духе «А вот десять лет назад...» и либо рассказывает что-то новое, что было бы уместно рассказать раньше, либо просто повторяется. Ещё раздражала «донцовщина». Помните, чем попрекают Агриппину Аркадьевну? Вот и Гидель упорно расписывает биографии сторонних личностей, даже если они появляются на незначительное время. Зато порадовало, что в бумажной книге (Эксмо, 2009) присутствуют чёрно-белые фотографии, дополняющие текст.

Ещё у данной биографии есть аудио-версия в исполнении Дарины Катсудас [12 ч 28 мин]. От озвучки у меня осталось неоднозначное впечатление: словно кто-то взял ребёнка, дал книгу и сказал читать вслух. Чтица очень старается, читает с выражением, но ей встречается много незнакомых имён и топонимов, иногда что-то читалось неправильно, были орфоэпические ошибки... С одной стороны это было несколько умильно (очевидно, что это начальная любительская работа), а с другой — всё-таки хотелось бы услышать текст без ошибок.

Общее впечатление от самого текста также осталось неоднозначным. Если отбросить взгляд автора на Коко, её судьбу и поведение, о котором можно узнать из книги, нельзя сказать, что великая кутюрье была «ангелочком». Мне понравилось, что по сути женщина описана живой — у неё были сильные и слабые стороны, непростой характер, чувство стиля и хорошее понимание жизни. Вот только автор как-то сильно уповал на описание роли различных мужчин в жизни Коко, причём порой в ущерб описаниям её работы. Не понимаю, зачем читателю знать так много о череде любовников, если Шанель прославилась своей работой. Кому как, разумеется, но мне бы хотелось узнать больше именно о том, как Габриэль работала. А приходилось буквально вычленять эти рабочие моменты среди однотипных трёпов о том, с кем кокетничала героиня. При этом наблюдалось неприятное снисходительное отношение к Коко (кому-то что-то прищемило что ли?).

Мне понравилось наблюдать за подъёмом Габриэль. Семейство оставляло желать лучшего, образование как таковое отсутствовало, но у молодой девушки были мечты, желания и упорство. Без сомнений, мне по душе, что девушка отвергла существование содержанки и постаралась сделать всё для своей независимости. При этом мне нравится, что Габриэль не упускала возможности учиться чему-то новому и не боялась работы. Также не могли не порадовать её амбиции и желание сделать моду не оплотом дикой ерунды, в которой невозможно ходить/дышать, а явлением, предлагающим женщинам удобную и красивую одежду и на каждый день, и для «выходов в свет». Просто и со вкусом, что ещё нужно для радости?

Единственное, что меня печалило — постоянное странное окружение Коко. Вполне возможно, что ей самой такая компания приходилась по вкусу в виду осознания принадлежности к богеме или что-то в таком роде. Но всё-таки исходя из описанного можно сделать вывод, что многие рассматривали Габриэль как кошелёк, а не как кутюрье или просто подругу. И это грустно: она оставляла этих кровососов в своём окружении. Автор восторженно попискивает, называя это «удивительной щедростью», но я бы с ним не согласилась. Да, хорошо, если ты щедр по отношению к друзьям, но в том случае, если это не превращается в что-то на подобии описанных отношений. Впрочем, каждому виднее, как распоряжаться своими финансами.

В общем, в книге мне как-то не хватило самой Коко и её работы. Гидель слишком уж часто обращался к историческим событиям, окружению Коко и даже журналистским сра... попискиваниям. Да, местами приводились какие-то цитаты из интервью с самой кутюрье, но... было мало. Вырезать бы отсюда всех лишних двуногих, добавить фактов и присыпать какими-то фактами из писем, архивов и интервью — получилось бы очень годно. А так можно почитать от скуки или при поверхностном интересе к личности Габриэль / любопытстве именно к тому, с кем дама проводила время.

свернуть

Итог: книга читабельна, но взгляд на судьбу Коко Шанель достаточно своеобразен.

СиВ: 377. 4A. Сафари*Рабочая виза (Сафари) [Тангела: салон красоты и мир моды; от 300 стр.]



Поздравляю всех с Международным днём дарения книг! :З