Больше рецензий

Ребекка Попова (rebeccapopova)

Эксперт

ЛайвЛиба, вашими молитвами

14 февраля 2023 г. 16:42

821

2.5 Мечтают ли сантехники о славе ЖЖ-блоггера

По этой книге можно изучать феномен русскоязычной блого-литературы образца 2010 года...

Сначала я хотела было написать «сетературы», но до «сетературы» автор банально не дотягивает, ибо в «сетературе» присутствует некий сюжет, динамика развития событий, присутствует в конце концов стремление написать настоящую книгу и увлечь и себя, и читателя в некие выдуманные миры, или на худой конец продемонстрировать свой полет фантазии, внутренний мир или изысканный стиль... Однако же у Славы Сэ ничего подобного и близко не наблюдается.

Фактически такой текст никогда не мог бы быть издан на бумаге как-то еще кроме одного единственного варианта - издания за счет автора. И поэтому тот факт, что книгу — пусть даже небольшим тиражом - выпустило некое издательство, свидетельствует об очень большом запросе публики на такого рода тесты от мега-популярного в тот момент ЖЖ-блогера.

Но давайте, наконец, зададимся вопросом:
Является ли Слава Сэ довольно искусным рассказчиком любопытных и более или менее забавных баек?
Ответ: несомненно!
Так почему же тогда, спросите вы, я, что называется, недовольно бурчу в его сторону?
Вся проблема в том, что само качество текста, выходящее из-под пера автора, имхо крайне низкое для того, чтобы быть изданным на бумаге. В то время как оно, возможно, довольно органично смотрелось бы на неких тематических сайтах, созданных на предмет "поржать".

А теперь давайте я, наконец, расшифрую свои претензии к популярному в недавние времена автору.
Я не буду касаться круга тем, которые охватывает в своих текстах Слава («что вижу, о том и пою») — лично мне они не слишком близки, однако для российского массового читателя они вполне себе привычны и комфортны, поэтому тут, что называется, «на вкус и цвет».
А вот по манере Славы «растекаться мыслями по древу» я легонечко так, с вашего разрешения, пройдусь.

Создается впечатление, что автор, чего-то там краем уха пару раз услышав и полагая, что вполне способен строить длинные фразы на русском языке, ощутил в себе некий графоманский запал и отправился в отважное плавание по волнам этого своего драйва. Но если показать тексты Славы литературному редактору, то тот непременно схватится за голову — настолько много в них словесного мусора, несочетаемых и неуместно употребленных слов и так далее. Более того - сдается мне, что в этом своем "мы все учились понемногу" автор элементарно не знает ни точного значения некоторых слов, ни их стилистической окраски.
Оговорюсь, что я не имею в виду возникшие примерно в то время разговорно-сетевые речевые обороты — нет, вот они как раз смотрятся в тексте довольно мило.
Я не имею в виду также смелость многих оригинальных сравнений и метафор, отражающих личность автора...
Нет, мои претензии касаются элементарного качества текста, которое определяется общим вкусом и литературной эрудицией пишущего. И, на мой взгляд, провисание в этом сегменте повествования просто ужасающее.

Чтобы не быть голословной, скажу, что первое, что меня покоробило, вызвав ощущение галимой графомании - это эпитет "льстивый" в этом предложении:

Ляля пренебрегла зеркальцем, работала на ощупь, руководствуясь лишь творческой интуицией и несколько льстивыми представлениями о размерах своих губ, глаз и щёк.

Лол, но "представления" не могут быть "льстивыми", эти два слова не сочетаются в русском языке. Задумка автора примерно понятна... Но понятно также и то, что языковая интуиция Славы Сэ сильно хромает.

После этого я уже не смогла воспринимать зарисовки дальше на полном серьезе, доверие к автору было подорвано. Я еще продолжила чтение, но на глаз мне попадалось все больше и больше стилистических "корявостей"...

Конечно, и в современной жанровой сетературе качество текстов часто выдает крайне низкий интеллектуальный уровень авторов...
Однако же тут есть большая разница.
Когда мы читаем текст в нише жанровой литературы с лихо закрученным сюжетом, то готовы на многое закрыть глаза, восхищаясь именно динамикой развития событий и изобретательностью писателя.
А вот когда автор говорит нам: полюбуйтесь, какой я хороший стилист и как я сейчас буду тут перед вами играться словами, и когда в тексте кроме шуток -прибауток больше ничего и нет, то в этом случае поневоле начинаешь относиться к качеству текста очень придирчиво.