Больше рецензий

Julay

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 января 2014 г. 22:15

173

5

Книга не из разряда тех, которые проглатываешь в один присест. Неторопливое повествование медленно ведет за собой, не позволяя быстро пролистывать страницы, зато предложения отпечатываются где-то внутри тебя, слова отдаются эхом. Не сразу, трудно сказать в какой именно момент, но вдруг понимаешь, что уже не просто читаешь ожидаемую грустную историю, ты уже сам находишься там, в Западной Германии пятидесятых годов, и это, поверьте, оказывается очень страшно.
Неважно кто ты, из какой среды и сколько денег у тебя в кошельке, войне до всего этого нет никакого дела. Перед ее лицом равны абсолютно все: мужчины, женщины, старики, дети. Она рано или поздно закончится, унесет свои ужасные трофеи и оставит после себя тысячи искалеченных судеб. Именно об этих поломанных жизнях рассказывается в этом произведении. Бёлль предоставляет нам возможность взглянуть глазами сразу нескольких персонажей, побывать на месте жен, лишившихся мужей и детей, которым не было суждено даже увидеть своих отцов, для каждого из них навсегда «отец – это портрет на стене».
Мартин и Генрих, два друга, принадлежащие абсолютно разным мирам. Одному из них в возрасте пяти с половиной лет пришлось научиться быть чуть ли не основным добытчиком в семье, а потом вести всю домашнюю бухгалтерию, чтобы как-то выжить и не умереть с голоду. Другой же больше всего ненавидит походы с бабушкой в ресторан и считает самой вкусной едой картошку да маргарин. Но им одинаково плохо, очень недостает родительской любви, они страдают и пытаются разобраться во многих важных вещах. Особенно это касается нравственности, вернее ее антонима.
А что же их матери, так рано овдовевшие? Каково это, становиться год за годом старше, наблюдая за мужем на картине или фотографии, навечно застывшим в юности? Еще пройдет совсем немного времени и вот уже их дети достигнут того возраста, и как-то уже странно думать об этих мальчиках на стенах как о бывших мужчинах. Надо продолжать жить дальше, но как? Что делать, если в душе навсегда поселился страх только одной возможности, что все снова может повториться? Вот такой инстинкт самосохранения, остается только отталкивать от себя мало-мальски приятных поклонников, а то вдруг опять влюбишься? Вдруг опять окажешься вдовой? Нет, уж лучше одной изо дня в день прокручивать в голове, чтобы было, если бы не случилось этого несчастья.

Три четверти прекрасного фильма, который уже начался, вдруг оборвали, бросили в кладовую, и оттуда она по кускам извлекает его, - сны, которые так и не стали явью


Время идет, и вот уже даже не хватает сил на чувства. Опустошение, нет уже злости, ничего нет, только скука. А кому-то скучать некогда, надо крутиться изо всех сил, чтобы прокормить двух детей…
При всем выше описанном Генрих Бёлль ни в коем случае не хочет разжалобить читателя, не пытается выдавить слезу. Это не беспросветная книга, в конце появляется даже некий намек на возможное счастье в будущем. Думаю, основной целью он ставил для себя то, чтобы люди не отмахивались и не забывали о том страшном времени. Произведение способно найти отклик во многих сердцах по всему миру, ведь в каждой стране, к огромному сожалению, были и есть такие «дома без хозяев».

"Долгая прогулка" 1 тур.

Комментарии


Каково это, становиться год за годом старше, наблюдая за мужем на картине или фотографии, навечно застывшим в юности?


впечатлена...
Юля, прекрасно высказалась! Спасибо:)


Спасибо. Это все Бёлль:)


Да, мы редко об этом задумываемся - но ведь действительно им после войны было куда труднее. Наша страна пережила страшную трагедию, но итог был воодушевляющим, а там... 70 лет почти прошло - а боль ведь там так и живёт, как и здесь, конечно, но здесь она всё равно другая. А люди - везде люди, особенно те, кто не виноват по сути ни в чём.


Мальчишкам, которые ненавидили нацизм, все равно приходилось идти и умирать непонятно за что...