Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

12 февраля 2023 г. 17:13

358

5 Язычество и христианство, жизнь и смерть

Случается так, что живут люди и вроде бы все у них хорошо, но потом случается нечто глобальное и полностью меняет их жизнь. И если взять и переехать, разойтись с человеком, сменить сферу деятельности или какие другие жизненные трудности переживать хоть и сложно, но можно, то, наверное, самое сложное, когда приходится менять своё восприятие картины мира и полностью ломать себя изнутри.

Это можно отнести, например, к людям выросшим в религиозных семьях, картина мира которых строится через призму бога и религии, но потом происходит нечто такое, что меняет их взгляд и привычная система ценностей рушится, меняется то, как человек начинает видеть и понимать. Короче, я про то, что можно назвать сменой культурной парадигмы.

Более или менее локальные сдвиги происходят постоянно, наиболее крупный последний из приходящих на ум — это развал Союза (хотя слово «локальны» тут не совсем уместно). Это была ситуация, когда сломалась и политическая картина мира, и социально-психологическая, и в некотором смысле религиозная, и культурная, и бытовая — такое вот падение метанарративов по всем фронтам. Впрочем, наверное все крупные исторические события эти нарративы так или иначе ломают.

Книга Иванова рассказывает об эпохальном историческом периоде, имевшим огромное не только политическое значение. Если абстрагироваться от сбора земель разнородных племен в одну империю — основного исторического фона произведения, — то не менее значимой линией выступает тут процесс слома языческого сознания и языческой картины мира, когда племенные общины отказываются от своих локальных божков в пользу христианского мировосприятия с единым богом. Больше нет лесных духов, болотных чудовищ, колдунов и ведьм, больше нет священных земель, полей, деревьев, больше нет магических артефактов и зачарованных предметов. Они больше не представители своего города-племени, а теперь они все один народ, с одной верой, одним богом. Так их учит новое христианство, но они знают, что это не так, потому что вот они чудовища, ведьбы и артефакты, вот они, как это их нет?

В качестве связующего звена служат несколько поколений князей одного рода, которые отправлены в Чердынь, на самый фронт расширения новой страны. С одной стороны местные полудикие племена язычников, с другой стороны остатки татаро-монголов, с третьей стороны Московское княжество. Задача управлять этими землями, присединять новые и исправно платить дань, обращать в христианство язычников, угождая князю московскому и церкви.

Количество жестокости/насилия просто зашкаливает. Постоянные междоусобицы, набеги, грабежи, войны. Раненых топят в реке, мужчин, которых проигравшая сторона не может выкупить, обезглавливают (они же сами, друг друга). Мне понравилось то, как Иванов изобразил смерть в жизни человека 15 века. Смерть не была чем-то отрицающим жизнь, ее концом, смерть была просто необходимой ее частью, и если надо было умереть — умирали. Просто, без лишних слов и слез.

Книга удалась по всем пунктам. Иванов развивает инетересный сюжет, создает объемные характеры. Иванов отлично знает историю и местный фольклор. Основой событийной канвы служат исторические события, но при этом в повествование вводится большое количество магического, на котором строилось все языческое сознание. Текст отлично стилизован, в нем много бытовых реалий, локальных слов. В общем, шикарнейший образец того, как надо писать исторические произведения.